Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Юридические макроструктурные и микроструктурные фигуры как средство изображения буржуазного мира Франции

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2020-18-4-110-121

Аннотация

Статья посвящена выявлению и анализу юридических терминов, к которым М. Пруст прибегает в начале второго тома романа «В поисках утраченного времени» (À la recherche du temps perdu) «Под сенью девушек в цвету» (À l’ombre des jeunes filles en fleurs) для характеристики различных ситуаций повседневной жизни представителей мира буржуазии. Мы применяем методы лексико-семантического анализа, а также методы, используемые в лингвостилистике, в частности в теории фигур (теорию макро- и микроструктурных фигур Ж. Молинье). В ходе работы были выделены юридические термины, относящиеся к области судебного процесса (procès, juger la cause, erreur judiciaire), административного права (notification, commissaire-priseur), уголовного права (crime, criminel), конституционного права (républicain) и гражданского права (régime matrimonial), которые автор употребляет для образного описания разнообразных ситуаций французской жизни. Наша статья вносит определенный вклад в исследование языка и стиля М. Пруста, области, в настоящее время, по сути, мало изученной лингвистами, несмотря на большое количество работ, посвященных писателю и его творчеству, и в частности, в изучение такого элемента его поэтики, как специальная, а именно юридическая лексика, сквозь призму теории фигур. Автор прибегает к юридической лексике для образного изображения настолько, казалось бы, далекой от области юриспруденции сферы, как искусство (театр и литература), а также различных человеческих и социальных отношений в буржуазной среде. Так, оценка актерской игры Бермы публикой и предполагаемых литературных талантов Марселя маркизом де Норпуа представлены как судебный процесс. Аристократическая холодность и надменность маркиза де Норпуа описываются с помощью терминов, относящихся к административному судопроизводству, напыщенность его речи передается гиперболой, основанной на употреблении термина из области уголовного права, а его консервативные политические взгляды – эвфемизмом, созданным на основе термина конституционного права. Неудачные попытки Марселя поближе познакомиться с семьей Жильберты, девушки, в которую он безответно влюблен, видятся ему одновременно как несправедливый судебный процесс и как тяжкое преступление. Термин из области гражданского права указывает на значимость социальных отношений в глазах поднимающейся буржуазии. Таким образом, используя юридические термины из различных отраслей права в составе самых разных макрои микроструктурных фигур, М. Пруст описывает в своем романе различные общественные отношения, процессы и явления.

Для цитирования:


Савина Е.С. Юридические макроструктурные и микроструктурные фигуры как средство изображения буржуазного мира Франции. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020;18(4):110-121. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2020-18-4-110-121

For citation:


Savina Е.S. Legal Macrostructural and Microstructural Devices as a Means of Representing French Bourgeoisie. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2020;18(4):110-121. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2020-18-4-110-121

Просмотров: 160


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)