Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Лиминальный мир в якутской культуре: роль и место человека в пространстве дороги

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-40-52

Аннотация

Актуальность данной статьи продиктована необходимостью исследования одной из главных составляющих якутского геокультурного ландшафта - лиминальной системы дороги, которая рассматривается в качестве единой художественной системы. В связи с этим научная новизна статьи состоит в необходимости осмысления лиминального (промежуточного) пространства как смысловой структуры, которая проявляется в константности образов, универсалий, обладающих культурно-исторической, ментальной общностью. Исследование одного из интересных аспектов локального текста - промежуточного пространства - не получило по сей день детальной разработки в якутской науке. Цель данной статьи - выявление границ и рубежей пространства в контексте национальной картины мира на фольклорном, этнографическом и литературном материалах. Акцентируется интерес к лиминальному (промежуточному) хронотопу и дороге как особому хронотопическому комплексу, усиливающим своим присутствием другие пространственные структуры, а точнее топосы аласа (села) и города, без которых невозможно функционирование целостной геопоэтической картины якутского мира. В контексте заявленной темы новую смысловую нагрузку получает изучение образа литературного героя, актуализация сознания которого определена модификациями окружающего ландшафта. Автор статьи придерживается той позиции, когда процесс эволюции героя пути, раскрывающегося в полной мере именно в лиминальном пространстве дороги, наиболее наглядно показывает культурные признаки восприятия проблемы жизни и смерти, которые в разные историко-культурные периоды получают неожиданно интересные свойства. Выводы, обозначенные в данной статье, могут быть использованы в разработке проблем культурного ландшафта, этнокультурных критериев идентичности в условиях современности, которые становятся наиболее актуальными в последнее время в российской науке.

Об авторе

С. Е. Ноева (Карманова)
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
Россия


Список литературы

1. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 318 с.

2. Бравина Р. И. Шаманы - избранники небес и духов. Якутск: Бичик, 2018. 160 с.

3. Габышев Н. А. Эн биһикки олохпут: Рассказы. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1972. 258 с. (на якут. яз.)

4. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит., 1999. 198 с.

5. Гончаров И. А. Фрегат «Паллада». Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. 584 с.

6. Данилова Н. К. Традиционное жилище народа Саха. Новосибирск: Гео, 2011. 122 с.

7. Дорохова Т. А. Культура и страх. Стратегии взаимодействия // Философия ХХ века: школы и концепции. СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2001. С. 78-80.

8. Замятин Д. Н. Путешествие: пространство, образ, реальность // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 5/6. С. 64-78.

9. Лассан Э. Еще раз о значении, концепте и концептосфере // Русское слово в мировой культуре: Материалы Х Конгресса Междунар. ассоциации преподавателей рус. яз и лит. СПб.: Политехника, 2003. Т. 1. С. 265-274.

10. Неймохов Е. П. Көтүү: Повесть. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1986. 216 с. (на якут. яз.)

11. Неймохов Е. П. Сайсары күөлгэ түбэлтэ. Якутск: Якут. кн. изд-во, 2013. 224 с. (на якут. яз.)

12. Неймохов Е. П. Хапсыһыы: Повесть. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1983. 304 с. (на якут. яз.)

13. Предания, легенды и мифы саха (якутов). Новосибирск: Наука, 1995. 400 с.

14. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.

15. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 227-284.

16. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009. 336 с.

17. Уткин К. Д. Архитектурное воплощение мировоззрения якутов. Якутск: Ситим, 1994. 32 с.

18. Хомчак Е. Г. Концептуальная модель дороги в русской языковой картине мира // Науковi записки Нацiональногу унiверситету «Острозька академiя». 2015. Вып. 52. С. 264-265.

19. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Ладомир, 2014. 552 с. URL: https://www.rulit.me/books/shamanizm-arhaicheskie-tehniki-ekstaza-read-99733-81.html (дата обращения 12.01.2021).

20. Яковлев-Далан В. С. Тулаайах оҕо: Роман. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1983. 352 с. (на якут. яз.)

21. Яковлев-Далан В. С. Тыгын Дархан: Роман. Якутск: Бичик, 1993. 512 с. (на якут. яз.)

22. Яковлев-Далан В. С. Тыгын Дархан: роман. Якутск, 1994. 438 с. (на рус. яз.)

23. Gennep, A., van. The Rites of Passage. In: Death, Mourning, and Burial: A Cross-cultural Reader. A. C. G. M. Robben (ed.). Malden, Blackwell, 2004, p. 213-223.

24. Mauss, M. Review of Van Gennepʼs Rites de Passage. LʼAnnѐe sociologiԛue, 1910, no. 11, p. 200-202.

25. Thomassen, B. Liminality and the Modern. Living through the In-Between. Surrey, Ashgate Publ., Ltd., 2014, 250 p.


Рецензия

Для цитирования:


Ноева (Карманова) С.Е. Лиминальный мир в якутской культуре: роль и место человека в пространстве дороги. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021;19(1):40-52. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-40-52

For citation:


Noeva (Karmanova) S.E. Liminal World in Yakut Culture: The Role and Place of Man in the Space of the Road. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2021;19(1):40-52. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-40-52

Просмотров: 253


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)