Психолингвистические аспекты медицинской коммуникации
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-2-75-88
Аннотация
Обобщены имеющиеся теоретико-практические данные научных исследований медицинской коммуникации в адресант-адресатном аспекте в российских и зарубежных работах. Данное исследование основывается на теоретико-методологической базе психолингвистики и учитывает положения теории коммуникации. Методы анализа, синтеза и систематизации применялись для достижения поставленной цели. Представленная информация об изученности психолингвистического аспекта коммуникации между медицинским персоналом и пациентом
систематизирована не только с учетом отличия оказания медицинских услуг в России и за рубежом, но и с учетом возраста участников коммуникации, выбираемых стратегий. Выявлена фрагментарность работ, посвященных изучению коммуникации между врачом и ребенком. Рассмотрены некоторые психологические аспекты коммуникативного поведения ребенка и подростка со взрослым, которые необходимо учитывать врачам в профессиональной коммуникации с юными пациентами и пациентами школьного возраста. Показано, что работы по исследованию коммуникации между врачом и родителем или законным представителем несовершеннолетнего пациента актуальны, но также малочисленны. Зарубежные исследования сфокусированы на коммуникации медсестер и пациента или его родственников, коммуникации больных с потерей голоса. Отечественные работы, выполненные на основе анализа коммуникации между взрослым пациентом и врачом, можно условно разделить на три направления: 1) изучение стратегий участников коммуникации: как обусловленных профессиональными задачами врача, так актуализирующих речевые стратегии; 2) исследование вербальных, невербальных и паравербальных средств актуализации коммуникации между врачом и пациентом; 3) описание и сравнение условий эффективной коммуникации между врачом и пациентом. Проведенный анализ и систематизация данных подтвердили наличие теоретико-методологических лакун в исследовании профессиональной коммуникации между врачом и другими участниками коммуникации. В работах выявлено непреднамеренное смешение понятий «профессиональная коммуникативная стратегия» и собственно «речевая стратегия». Значимым для лингвистических исследований в перспективе считаем и анализ языковых средств, актуализирующих тактики речевых стратегий медицинской коммуникации.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. КаменеваРоссия
Вероника Александровна Каменева, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра педагогики и психологии
Кемерово
И. С. Морозова
Россия
Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, директор Института
Институт образования
кафедра педагогики и психологии
Кемерово
Список литературы
1. Акаева Э. В., Винокурова Т. Н. Научный медицинский дискурс как тип институционального общения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, 2018. № 12-3. С. 71–73.
2. Баранова Н. П., Курицына И. Ю. Специфика коммуникации врача-терапевта при вызове на дом // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы 7-й Международной научно-практической и образовательной конференции, Тверь, 2019. С. 70–74.
3. Башилов Р. Н., Башилова С. М. Этические дилеммы, возникающие при общении с умирающими пациентами // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы 5-й Международной научно-практической и образовательной конференции, Тверь, 2017. С. 5–10.
4. Белякова Р. А. Стратегия достижения эффективности в коммуникации врач – пациент // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы 5-й Международной научно-практической и образовательной конференции, Тверь, 2017. С. 11–14.
5. Брюнеткин В. Ю., Апенченко Ю. С., Седова А. А. Особенности взаимодействия врач – пациент в педиатрической практике // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы 5-й Международной научно-практической и образовательной конференции, Тверь, 2017. С. 24–27.
6. Дзараева Н. А., Рогожникова Р. А. Стратегии и тактики речевого поведения врача // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, 2014. № 2-1. С. 47–53.
7. Жура В. В. Эмоциогенность общения «врач – пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. № 9(50). С. 38–44.
8. Каховская Ю. В. Конвенциональность в коммуникативной ситуации «взрослый – ребенок» (на материале русского языка) : Дис. … канд. филол. наук. М., 2014. 248 с.
9. Колесникова И. Ю. Конфликт как неудача медицинского дискурса // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы Всероссийского научно-образовательного симпозиума с международным участием, Тверь, 2022. С. 39–44.
10. Кононова А. Г., Колбасников С. В., Кузнецов А. Г., Бомбин А. М. Особенности коммуникативных отношений врач – больной в общей врачебной практике (семейной медицине) // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы 7-й Международной научно-практической и образовательной конференции, Тверь, 2019. С. 35–39.
11. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
12. Маджаева С. И. Специфика медицинских терминов в медицинском дискурсе // Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики, 2015. Т. 1. № 3(5). С. 27–32.
13. Майборода С. В. Коммуникативная стратегия «оправдание визита» в речевой партии пациента // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы 9-й Международной научно-практической и образовательной конференции. Тверь, 2021. С. 85–91.
14. Морозов А. М. Медицинский дискурс в аспекте работы врача поликлинического профиля // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы 6-й Всероссийской научно-практической и образовательной конференции с международным участием, Тверь, 2018. С. 76–81.
15. Недуруева Т. В., Павлова Л. Е. Особенности коммуникативных установок и совладающего поведения врачей-педиатров в ситуации лечебного взаимодействия // Коллекция гуманитарных исследований, 2019. № 1(16). С. 34–40.
16. Овсейцева М. С. Коммуникативные стратегии взрослого в диалоге «взрослый – ребенок» // Филология и культура, 2015. № 1(39). C. 69–73.
17. Осипова А. А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом поведении ребенка дошкольного возраста : Дис. … канд. филол. наук. Владивосток, 2019, 247 с.
18. Смирнова С. В. Психологическое сопровождение в педиатрической практике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2014. № 36. С. 161–168.
19. Ткачева Т. А., Ткачева Н. В. Особенности коммуникации врача-невролога с родителями ребенка раннего возраста // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы Всероссийского научно-образовательного симпозиума с международным участием, Тверь, 2022. С. 68–71.
20. Филиппченкова С. И., Мурашова А. А. Психологические предикторы снижения эффективности общения в системе «врач – пациент» // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : Материалы 5-й Международной научно-практической и образовательной конференции, Тверь, 2017. С. 94–97.
21. Хвощ Р. Н., Макарова О. В. Интерпретация эмоциональной речи пациента как элемент коммуникативной компетенции врача // Медицинская наука и образование Урала, 2021. Т. 22. № 1(105). С. 66–70.
22. Чемеков В. П., Шашелева А. В. Пациент в педиатрии: ребенок, взрослый или оба? // Вопросы современной педиатрии, 2018. Т. 17. № 5. С. 408–412.
23. Юрьев В. К., Соколова В. В. Основные причины неудовлетворенности родителей доступностью и качеством амбулаторно-поликлинической помощи детям // Педиатр, 2017. Т. 8. № 6. С. 24–29.
24. Alshammari, M., Duff, J., Guilhermino, M. Adult patient communication experiences with nurses in cancer care settings: a qualitative study. BMC Nursing, 2022, vol. 21, no. 1. DOI 10.1186/s12912-022-00981-4
25. Alshammari, M., Duff, J., Guilhermino, M. Barriers to nurse–patient communication in Saudi Arabia: an integrative review. BMC Nursing, 2019, vol. 18, no. 1. DOI 10.1186/s12912-019-0385-4
26. Banerjee, S., Manna, R., Coyle, N., Shen, M., Pehrson, C., Zaider, T., Hammonds, S., Krueger, C. A., Parker, P. A., Bylund, C. L. Oncology nurses’ communication challenges with patients and families: A qualitative study. Nurse Education in Practice, 2016. vol. 16, no. 1, pp. 193–201. DOI: 10.1016/j.nepr.2015.07.007
27. Brandao, T., Tavares, R., Schulz, M., Matos, P. Measuring emotion regulation and emotional expression in breast cancer patients: A systematic review. Clinical Psychology Review, 2016, vol. 43, no. pp. 114–127. DOI: 10.1016/j.cpr.2015.10.002
28. Carroll, S. M. Nonvocal ventilated patients’ perceptions of being understood. Western Journal of Nursing Research, 2004. vol. 26, no. 1, pp. 85–103. DOI: 10.1177/0193945903259462
29. Dithole, K., Sibanda, S., Moleki, M. M., Thupayagale-Tshweneagae, G. Exploring communication challenges between nurses and mechanically ventilated patients in the intensive care unit: A structured review. Worldviews on Evidence-Based Nursing, 2016, vol. 13, no. 3, pp. 197–206. DOI: 10.1111/wvn.12146
30. Finke, E. H., Light, J., Kitko, L. A systematic review of the effectiveness of nurse communication with patients with complex communication needs with a focus on the use of augmentative and alternative communication. Journal of Clinical Nursing, 2008. vol. 17, no. 16, pp. 2102–2115. DOI: 10.1111/j.1365-2702.2008.02373.x
31. Happ, M. B. Communicating with mechanically ventilated patients: State of the science. AACN Clinical Issues, 2001, vol. 12, no. 2, pp. 247–258. DOI: 10.1097/00044067-200105000-00008
32. Holm, A., Dreyer, P. Nurse-patient communication within the context of non-sedated mechanical ventilation: A hermeneutic-phenomenological study. Nursing in critical care, 2018, vol. 23, no. 2, pp. 88–94. DOI: 10.1111/nicc.12297
33. Karlsson, V., Forsberg, A., Bergbom, I. Communication when patients are conscious during respirator treatment–a hermeneutic observation study. Intensive & Critical Care Nursing, 2012, vol. 28, no. 4, pp. 197–207. DOI: 10.1016/j.iccn.2011.12.007
34. Khalaila, R., Zbidat, W., Anwar, K., Bayya, A., Linton, D. M., Sviri, S. Communication difficulties and psychoemotional distress in patients receiving mechanical ventilation. American Journal of Critical Care, 2011, vol. 20, no. 6, pp. 470–479. DOI: 10.4037/ajcc2011989
35. Liljeroos, M., Snellman, I., Ekstedt, M. A qualitative study on the role of patient–nurse communication in acute cardiac care. Journal of Nursing Education and Practice, 2011). vol. 1, no. 1, pp. 17–24. DOI: 10.5430/jnep.v1n1p17
36. Llenore, E, Ogle, K. R. Nurse-patient communication in the intensive care unit: a review of the literature. Australian Critical Care, 1999, vol. 12, no. 4, pp. 142–145. DOI: 10.1016/S1036-7314(99)70599-0
37. McCabe, C. Nurse-patient communication: an exploration of patients’ experiences. Journal of Clinical Nursing, 2004, vol. 13, no. 1, pp. 41–90. DOI: 10.1111/j.1365-2702.2004.00817.x
38. McCormack, L., Treiman, K., Rupert, D., Williams-Piehota, P., Nadler, E., Arora, N. K., Lawrence, W., Street, R. L. Jr. Measuring patient-centered communication in cancer care: A literature review and the development of a systematic approach. Social Science & Medicine, 2011, vol. 72, no. 7, pp. 1085–1095. DOI: 10.1016/j.socscimed.2011.01.020
39. Miglietta, M. A., Bochicchio, G., Scalea, T. M. Computer-assisted communication for critically ill patients: A pilot study. Journal of Trauma, 2004, vol. 57, no. 3, pp. 488–493. DOI: 10.1097/01.ta.0000141025.67192.d9
40. Poodineh Moghadam, M., Nasiri, A., Mahmoudirad, G. Oncology nurses’ communication challenges during caring for cancer patients: a qualitative content analysis study. Modern Care Journal, 2021, vol. 18, no. 3. DOI: 10.5812/modernc.118425
41. Radtke, J. V., Baumann, B. M., Garrett, K. L., Happ, M. B. Listening to the voiceless patient: Case reports in assisted communication in the Intensive care unit. Journal of Palliative Care Medicine, 2011, vol. 14, no. 6, pp. 791–795. DOI: 10.1089/jpm.2010.0313
42. Rodriguez, C. S., Spring, H. J., Rowe, M. Nurses’ experiences of communicating with hospitalized, suddenly speechless patients. Qualitative Health Research, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 168–178. DOI: 10.1177/1049732314550206
43. Tay, L. H., Hegney, D., Ang, E. Factors affecting effective communication between registered nurses and adult cancer patients in an inpatient setting: a systematic review. International Journal of Evidence-Based Healthcare, 2011, vol. 9, no. 2, pp. 151–164. DOI: 10.1111/j.1744-1609.2011.00212.x
44. Thomas, L. A., Rodriguez, C. S. Prevalence of sudden speechlessness in critical care units. Clinical Nursing Research, 2011, vol. 20, no. 4, pp. 439–447. DOI: 10.1177/1054773811415259
45. Tzaneva, V., Iacob, T. A better communcation with the patients improves the management of HIV disease: a nonsystematic review. Clujul medical, 2013, vol. 86, no. 3, 181–184.
46. Wanko Keutchafo, E. L., Kerr, J., Baloyi, O. B. A model for effective nonverbal communication between nurses and older patients: a grounded theory inquiry. Healthcare (Basel), 2022, vol. 10, no. 11. DOI: 10.3390/healthcare10112119
Рецензия
Для цитирования:
Каменева В.А., Морозова И.С. Психолингвистические аспекты медицинской коммуникации. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023;21(2):75-88. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-2-75-88
For citation:
Kameneva V.A., Morozova I.S. Psycholinguistic Issues of Medical Communication. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2023;21(2):75-88. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-2-75-88