Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Потенциал ассоциативного эксперимента с ключевыми словами-стимулами для экспликации коммуникативной установки врачей

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-118-131

Аннотация

Новизна исследования обусловлена тем, что на сегодня комплексный психолингвистический анализ коммуникативных установок врачей по отношению к субъекту, объекту, месту коммуникации и самому коммуникативному событию не проводился. За рамками научных исследований также оставался вопрос о потенциале ассоциативного эксперимента с набором ключевых слов-стимулов для экспликации коммуникативной установки врачей. В данной работе поднимается вопрос о релевантности ассоциативных полей ключевых понятий, характеризующих условия типичной коммуникативной ситуации в рамках профессионального дискурса, для выявления коммуникативных установок работников, занятых в сферах с повышенной значимостью общения. Детально изучены ассоциативные поля ключевых понятий, обусловливающих коммуникативную установку врачей, работающих в сфере детской кардиологии. В качестве стимулов ассоциативного эксперимента выступили слова и словосочетания: пациент, врач, кардиология, отделение кардиохирургии, врожденный порок сердца (ВПС), операция. Данные слова и словосочетания описывают: 1) агентов медицинской коммуникации (пациент, врач);

2) место коммуникации (отделение кардиохирургии); 3) предметную область (кардиология); 4) предмет коммуникации (ВПС, операция). Генеральная выборка исследования составила 300 ассоциатов на предложенные стимулы.

Как показало проведенное исследование, при моделировании типичной коммуникативной ситуации в рамках профессионального дискурса врачей-кардиологов важными оказываются задействованные лица (субъект и объект); качества; инструменты / предметы, используемые в ситуации коммуникации; действия, совершаемые коммуникантами; а также оценка коммуникативной ситуации. Кроме того, наличие оценочных реакций (положительных или отрицательных) позволяет исключить синдром эмоционального выгорания (эмоциональной отстраненности) врача, характеризующийся приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и переживаний, отсутствием эмоционального отклика. Базовый метод составления генеральной совокупности данного исследования – цепочечный ассоциативный эксперимент с регистрацией всех ассоциатов респондентов. Полученные данные проинтерпретированы при помощи метода семантического гештальта Ю. Н. Караулова. Подтверждена гипотеза об эффективности применения ассоциативного эксперимента как по выявлению коммуникативных установок врачей, так и по проведению мониторинга оценочной составляющей данных установок в профессиональной медицинской коммуникации.

Об авторах

Н. В. Потапова
Кемеровский государственный университет
Россия

Потапова Наталья Вадимовна, кандидат филологических наук

Кемерово



А. А. Румянцева
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний
Россия

Румянцева Александра Александровна, кандидат медицинских наук, детский врач-кардиолог

Кемерово



В. А. Каменева
Кемеровский государственный университет
Россия

Каменева Вероника Александровна, доктор филологических наук, профессор

Кемерово



Список литературы

1. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник Бурят. гос. ун-та. 2011. № 11. С. 6–9.

2. Галакова М. В. К вопросу о формировании позитивной коммуникативной установки в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2013.№ 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8158 (дата обращения: 19.01.2023).

3. Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 2000. С. 191–206.

4. Овчинникова И. Г. Ассоциативный механизм в речемыслительной деятельности: Дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2002. 382 с.

5. Овчинникова И. Г. Структура ментального лексикона: возрастная динамика ассоциативных связей // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2006. № 4. С. 85–92.

6. Agustini, F., Amanah, D., Harahap, D. A. Employee Attitude Towards Communication Effectiveness at State-Owned Enterprises in Indonesia. World Journal of Advanced Research and Reviews, 2022, vol. 13, no. 2, pp. 389–400. DOI 10.30574/wjarr.2022.13.2.0160

7. Ahmad, W., Krupat, E., Asma, Y., Fatima, N.-E., Attique, R., Mahmood, U., Waqas, A. Attitudes of Medical Students in Lahore, Pakistan Towards the Doctor-Patient Relationship. PeerJ, 2015, no. 3. DOI 10.7717/peerj.1050

8. Drivenes, K., Haaland, V. Ø., Mesel, T., Tanum, L. Practitioners’ positive attitudes promote shared decision-making in mental health care. Journal of Evaluation in Clinical Practice, 2019, vol. 25, pp. 1041–1049. DOI 10.1111/jep.13275

9. Groene, O. R., Ehrhardt, M., Bergelt, C. Attitude and Communication Skills of German Medical Students. BMC Res Notes, 2022, vol. 15, no. 1. DOI 10.1186/s13104-021-05901-4

10. Hampel, N., Sassenberg, K. Needs-Oriented Communication Results in Positive Attitudes Towards Robotic Technologies among Blue-Collar Workers Perceiving Low Job Demands. Computers in Human Behavior Reports, 2021, vol. 3. DOI 10.1016/j.chbr.2021.100086

11. Hurley, E. A., Doumbia, S., Kennedy, C. E., Winch, P. J., Roter, D. L., Murray, S. M., Harvey, S. A. Patient-Centred Attitudes among Medical Students in Mali, West Africa: A Cross-Sectional Study. BMJ Open, 2018, vol. 8, no. 1. DOI 10.1136/bmjopen-2017-019224

12. Ishikawa, H., Son, D., Eto, M., Kitamura, K., Kiuchi, T. Changes in Patient-Centered Attitude and Confidence in Communicating with Patients: A Longitudinal Study of Resident Physicians. BMC medical education, 2018, vol. 18, no. 1. DOI 10.1186/s12909-018-1129-y

13. Mahboobi, H., Khorgoei, T., Jahanshahi, K. A., Sharif, N. Attitudes and Communication Skills. Asian Journal of Transfusion Science, 2011, vol. 5, no. 2, pp. 190–191. DOI 10.4103/09736247.83269

14. Martin, J., Lloyd, M., Singh, S. Professional Attitudes: Can They be Taught and Assessed in Medical Education? Clinical Medicine Journal, 2002, vol. 2, no. 3, pp. 217–223. DOI 10.7861/clinmedicine.2-3-217

15. Nickles, M., Fischer, F., Weiss, G. Communication Attitudes: A Formal Approach to Ostensible Intentions, and Individual and Group Opinions. Electronic Notes in Theoretical Computer Science, 2006, vol. 157, no. 4, pp. 95–115. DOI 10.1016/j.entcs.2006.02.015

16. Ribeiro, M. M., Krupat, E., Amaral, C. F. Brazilian Medical Students’ Attitudes Towards Patient-Centered Care. Medical Teacher, 2007, vol. 29, no. 6, pp. 204–208. DOI 10.1080/01421590701543133

17. Wahlqvist, M., Gunnarsson, R. K., Dahlgren, G., Nordgren, S. Patient-Centred Attitudes among Medical Students: Gender and Work Experience in Health Care Make a Difference. Medical Teacher, 2010, vol. 32, no. 4, pp. 191–198. DOI 10.3109/01421591003657451

18. Wang, D., Liu, C., Zhang, X. Do Physicians’ Attitudes towards Patient-Centered Communication Promote Physicians’ Intention and Behavior of Involving Patients in Medical Decisions? International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, vol. 17, no. 17. DOI 10.3390/ijerph17176393

19. Woloschuk, W., Harasym, P. H., Temple, W. Attitude Change during Medical School:ACohort Study. Medical Education, 2004, vol. 38, no. 5, pp. 522–534. DOI 10.1046/j.1365-2929.2004.01820.x

20. Yeom, I., Kim, K., Choi, J., Yoo, D.-M. Experiences and Perspectives on Patient-Centered Education of Medical Students in Korea. Korean Journal of Medical Education, 2022, vol. 34, no. 4, pp. 259–271. DOI 10.3946/kjme.2022.235


Рецензия

Для цитирования:


Потапова Н.В., Румянцева А.А., Каменева В.А. Потенциал ассоциативного эксперимента с ключевыми словами-стимулами для экспликации коммуникативной установки врачей. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023;21(3):118-131. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-118-131

For citation:


Potapova N.V., Rumyantseva A.A., Kameneva V.A. The Capacity of the Associative Experiment with Keyword Stimuli to Explicate the Doctors’ Communicative Intentions in the Doctor-Patient Relationship. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2023;21(3):118-131. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-118-131

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)