Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Модификация когеренции исходного текста в репродуктивной речемыслительной деятельности подростков с изменениями когнитивного статуса (на материале устных пересказов прослушанного текста)

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-3-34-45

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена обращением к эмпирическому изучению речевых особенностей подростков, имеющих изменения в когнитивном статусе вследствие сочетанного воздействия врожденного порока сердца (ВПС) и операции по его корректировке. Теоретико-методологической базой исследования служат положения психолингвистики, детской нейропсихологии, лингвистики речевых нарушений и теории текста. В работе использован ряд методов филологического анализа текста, включая количественные, а также общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации. Проведенный анализ вторичных текстов, полученных в ходе эксперимента, позволил подтвердить гипотезу об обусловленности репродуктивной речемыслительной деятельности пациентов последствиями оперативного вмешательства по поводу ВПС. Выявленная специфика когеренции, т. е. глобальной связности, или цельности текста, в пересказах услышанного текста подростков, прооперированных по поводу ВПС, и их условно здоровых сверстников показала, что сокращение исходного текста в пересказе чаще наблюдается в группе испытуемых с прооперированным ВПС в анамнезе. Кроме того, установлена прямая зависимость между длиной пересказа и полнотой и точностью передачи содержания исходного текста: сокращение текста приводит к утрате значимых содержательных элементов и снижению когеренции. Как показал анализ, испытуемые из контрольной группы (условно здоровые) точнее воспроизводят содержание исходного текста, их тексты характеризуются большей цельностью, т. е. когерентностью. Снижение когерентности текстов, полученных от испытуемых с прооперированным ВПС, проявляется в сокращении количества действий героев; ошибочной замене одного действия другим; искажении или утрате мотива и/или следствия действия героев, сюжетно значимых деталей описываемых событий. Теоретико-практическая ценность исследования определяется результатами сопоставительного анализа речи подростков, прооперированных по поводу ВПС, и их условно здоровых сверстников. Представленные результаты значимы как для когнитивной лингвистики, так и для медицины и психологии речи, поскольку в настоящее время нет достоверных лингвокогнитивных данных о том, какой именно спецификой обладает репродуктивная речь данной категории лиц. Перспектива исследования видится в поиске способов количественной параметризации и формализации когеренции текстов-пересказов, в анализе грамматических особенностей речи подростков, прооперированных по поводу ВПС.

Об авторах

С. В. Оленев
Северо-Восточный нефтяной университет
Китай

Оленев Станислав Владимирович, кандидат филологических наук, доцент

Дацин



В. А. Каменева
Кемеровский государственный университет
Россия

Каменева Вероника Александровна, доктор филологических наук, профессор 

Кемерово



Н. В. Рабкина
Кемеровский государственный университет
Россия

Рабкина Надежда Владимировна, кандидат филологических наук, доцент

Кемерово



А. А. Румянцева
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний
Россия

Румянцева Александра Александровна, кандидат медицинских наук, детский врач-кардиолог 

Кемерово



Список литературы

1. Богатырёва О. П. Функционально-семантическая характеристика учебного языкового текста (на материале английского языка) // Мир лингвистики и коммуникации: Электронный научный журнал. 2006. № 5. С. 83–101.

2. Глазков А. В. К вопросу о когерентности пары предложений // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2022. № 6. С. 185–194. DOI 10.52452/19931778_2022_6_185

3. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.

4. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.

5. Милевская Т. В. Связность как категория дискурса и текста (когнитивно-функциональный и коммуникативно-прагматический аспекты): Дис. … д-ра филол. наук. Ростов н/Д, 2003. 390 с.

6. Носова М. Б. Содержание дискурсивной компетенции и процесс ее формирования при обучении русскому языку иностранных военнослужащих // Филология и культура. 2022. № 4. С. 192–201. DOI 10.26907/2782-4756-2022-70-4-192-201

7. Олешков М. Ю. Методологические основы анализа речевой ситуации // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 1. С. 234–237.

8. Переверзева Д. С., Мамохина У. А., Давыдова Е. Ю., Лопухина А. А., Арутюнян В. Г., Хаустов А. В. Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 4. C. 137–161. DOI 10.17759/cpse.2021100407

9. Попова Н. В. К вопросу о развитии дискурсивной компетенции учащихся // Иностранные языки в школе. 2011. № 7. С. 74–80.

10. Рождественская Е. Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом интервью // Cоциология: Методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 30. С. 5–26.

11. Салихова Э. А., Ситдикова М. Г. Текстовое пространство сочинения выпускника школы как психолингвистическая реальность // Дидактическая филология. 2017. № 3. С. 78–96.

12. Санжеева Л. Ц. Прагматический аспект использования английских дискурсивных маркеров в разговорной речи // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2017. №6. С. 53–60. DOI 10.18101/1994-0866-2017-6-53-60

13. Стародубова О. Ю. Анатомия текста и дискурса. Ч. 1: Художественный дискурс и механизмы конструирования модели действительности. Чебоксары: Среда, 2021. 136 с.

14. Стахова Л. В. Репрезентация акциональной когеренции в текстовых фрагментах // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2014. № 3. С. 60–67.

15. Турушева Ю. Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33. DOI https://doi.org/10.54359/ps.v7i33.652

16. Фадеева Г. М. «Лексикон – текст – дискурс» с позиций исследовательской практики // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. 2009. № 559. С. 90–99.

17. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. 136 с.

18. Худяков А. А. Теоретическая грамматика английского языка. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 256 с.

19. Чернышов М. Ю. Техника идентификации вербально выраженных мыслей-скрепов как медиаторов смысловой интегративности текста // Вестник Иркутского гос. лингвист. ун-та. 2010. № 4. С. 203–207.

20. Fahed, A. C., Gelb, B. D., Seidman, J. G., Seidman, C. E. Genetics of congenital heart disease: the glass half empty // Circulation Research. 2013. Vol. 112, № 4. P. 707–720. DOI 10.1161/CIRCRESAHA.112.300853

21. Fourdain, S., St-Denis, A., Harvey, J. A., Birca, A., Carmant, L., Gallagher, A., Trudeau, N. Language development in children with congenital heart disease aged 12–24 months // European Journal of Paediatric Neurology. 2019. Vol. 23, № 3. P. 491–499. DOI 10.1016/j.ejpn.2019.03.002

22. Qurbonova, R. Sh. The cultural basis of scenarios and semantic coherence in cognitive linguistics // Journal of Foreign Language Teaching and Applied Linguistics. 2021. Vol. 7, № 1. P. 84–88.

23. Suh, J., Eigsti, I.-M., Naigles, L., Barton, M., Kelley, E., Fein, D. Narrative performance of optimal outcome children and adolescents with a history of an Autism Spectrum Disorder (ASD) // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. Vol. 44, № 7. P. 1681–1694. DOI 10.1007/s10803-014-2042-9

24. Ybytayeva, A. K., Alshinbekova, G. K. Ways to develop coherent speech in children with General speech underdevelopment // Научный альманах. 2020. № 4-2. С. 162–166.


Рецензия

Для цитирования:


Оленев С.В., Каменева В.А., Рабкина Н.В., Румянцева А.А. Модификация когеренции исходного текста в репродуктивной речемыслительной деятельности подростков с изменениями когнитивного статуса (на материале устных пересказов прослушанного текста). Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;22(3):34-45. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-3-34-45

For citation:


Olenev S.V., Kameneva V.A., Rabkina N.V., Rumyantseva A.A. Modification of Source Text Coherence in Reproductive Verbal Reasoning Activity of Adolescents with Altered Cognitive Status (on the material of retelling the listened text). NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2024;22(3):34-45. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-3-34-45

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)