Новый взгляд на коммуникацию в контексте письменного речевого взаимодействия с автоматизированными системами
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-1-5-18
Аннотация
Исследование строится вокруг определения основных черт письменного вербального взаимодействия человека с автоматизированными системами в рамках понятий «коммуникация» и «диалог». Осуществляется оценка обоснованности применения термина «коммуникация» в контексте взаимодействия с чат-ботами, в ходе которой выделяются характерные черты данной формы коммуникации, такие как квазисинхронность, непосредственность, ориентация на интерактивность, отсутствие социальных взаимоотношений между собеседниками и жесткая формальная структура. Взаимодействие с чат-ботом на естественном языке в традиционной вопросно-ответной диалоговой форме позволяет пользователю достигать своих коммуникативных целей привычным и комфортным для него способом. На примере анализа речевых взаимодействий с чат-ботом ChatGPT-3.5 выявлено, что коммуникация с генераторами текстов обладает смешанной природой, включающей элементы как устной, так и письменной речи. Автоматизированные системы коммуникации, такие как чат-бот ChatGPT-3.5, представляют собой генераторы текстов и используются преимущественно для создания готового «текстового продукта» под конкретную задачу пользователя, что обусловливает текстоориентированную природу реплик чат-бота. Сгенерированный чат-ботом текст должен быть понятным, соответствовать языковым нормам и быть способным существовать вне текущего контекста взаимодействия. В то же время во взаимодействии с автоматизированными системами выявляются элементы устно-речевой деятельности, такие как диалогическая, интерактивная форма информационного обмена и спонтанный характер коммуникации. Спонтанность коммуникации проявляется здесь в допустимости эллиптических конструкций, опечаток и грамматических ошибок в репликах пользователя. Интерактивность – в возможности пользователя вмешаться и прервать или скорректировать процесс создания сообщения. Однако такую коммуникацию нельзя назвать синхронной, так как участники взаимодействия не могут реагировать на сообщения друг друга немедленно, а лишь после получения сообщения в готовом виде. Это позволяет квалифицировать данную форму коммуникации как квазисинхронную.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. ПетроваРоссия
Петрова Мария Владимировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры медиалингвистики факультета журналистики
Москва
Список литературы
1. Блох М. Я., Поляков С. М. Строй диалогической речи: монография. М.: Прометей, 1992. 153c.
2. Гусева Д. И. «Коммуникация» и «общение»: соотношение понятий // Вестник науки и образования. 2019. № 20-2 (74). С. 84–87.
3. Девкин В. Д. Диалог. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской: Для ин-тов и факультетов иностранных языков: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1981. 160 c.
4. Избаева Н. М., Кадырова Г. С. Диалог как форма проявления языка и речи: свойства и структура // Вестник магистратуры. 2021. № 5-6 (116). С. 147–149.
5. Ларина О. В. Имплицитная темпоральность с позиции теории релевантности // Филологические науки в МГИМО. 2023. Т. 9, №. 4. С. 42– 54. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2023-4-37-42-54
6. Мартынова Н. А. Межкультурная коммуникация как особый вид общения // Омский научный вестник. 2007. № 2 (54). С. 148–151.
7. Морозов В. Э. Общение в чате как вид дискурса // Слово. Текст. Источник: Методология современного гуманитарного исследования. 2023. С. 207–219.
8. Прошина М. В. Современные методы обработки естественного языка: нейронные сети // Экономика строительства. 2022. № 5. С. 27–42.
9. Чухарев Е. М. Лингвостатистические корреляты спонтанности в компьютерно-опосредованном дискурсе (на материале русскоязычного чата): автореф. … дис. канд. филол. наук, СПб., 2009. 23 c.
10. Abbas A. M., Mahmood L. A. A Race-Based Approach to the Study of Slang Expressions in American Movies and TV Series // Diyala Journal for Human Researches, 2023. P. 541–553. URL: http://148.72.244.84:8080/xmlui/handle/xmlui/11932 (дата обращения: 24.02.2024).
11. Beißwenger M. Internetbasierte Kommunikation als Textformen-basierte Interaktion: ein neuer Vorschlag zu einem alten Problem // Deutsch in Sozialen Medien. Interaktiv–multimodal–vielfältig. 2020. P. 291–318. https://doi.org/10.1515/9783110679885-015
12. Beißwenger M. Das Dortmunder Chat-Korpus // Zeitschrift für germanistische Linguistik. 2013. Vol. 41, № 1. P. 161–164. https://doi.org/10.1515/zgl-2013-0009
13. Beißwenger M., Storrer, A. Interaktionsorientiertes Schreiben und interaktive Lesespiele in der Chat-Kommunikation // Zeitschrift für Literaturwissenschaft und Linguistik, 2012. Vol. 168. P. 92–124. https://doi.org/10.1007/BF03391261
14. Berendt B., Littlejohn A., Blakemore M. AI in education: Learner choice and fundamental rights // Learning, Media and Technology. 2020. Vol. 45, № 3. P. 312–324. https://doi.org/10.1080/17439884.2020.1786399
15. Brommer S., Dürscheid C. Mensch. Maschine. Kommunikation. Unterschiede und Gemeinsamkeiten // Beiträge zur Medienlinguistik. Tübingen: Narr, 2021. P. 7–27. https://doi.org/10.24053/9783823394716
16. Bussmann H. Lexikon der Sprachwissenschaft. Stuttgart: Kröner, 2002. 904 p. https://doi.org/10.1515/infodaf-1985-125-613
17. Cambria E., White B. Jumping NLP curves: A review of natural language processing research // IEEE Computational intelligence magazine. 2014. Vol. 9, № 2. P. 48–57. https://doi.org/10.1109/MCI.2014.2307227
18. Dürscheid C. Von der Schriftlichkeit zur Mündlichkeit. Kommunikation mit Menschen und Maschinen. Vortrag anlässlich der Verleihung des Konrad-Duden-Preises der Stadt Mannheim am 16.03. 2022. // Zurich Open Repository and Archive. 2023. URL: https://www.zora.uzh.ch/id/eprint/253073/1/Konrad_Duden_Preis_Durscheid_Von_der_Schriftlichkeit_zur_Mundlichkeit.pdf (дата обращения: 24.02.2024).
19. Garcia A., Jacobs J. B. The interactional organization of computer mediated communication in the college classroom // Qualitative Sociology. 1998. Vol. 21. P. 299–317. https://doi.org/10.1023/A:1022146620473
20. Helfrich-Schkarbanenko A. Erstellen eines Vorlesungsskripts: Mathematik und ChatGPT: Ein Rendezvous am Fuße der technologischen Singularität. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2023. 304 p.
21. Hepp, A., Loosen, W., Dreyer, S. et al. Von der Mensch-Maschine-Interaktion zur kommunikativen KI // Publizistik. 2022. Vol. 67, № 4. P. 449–474. https://doi.org/10.1007/s11616-022-00758-4
22. Lotze N. Chatbots: eine linguistische Analyse. Peter Lang International Academic Publishers, 2016. 443 p. https://doi.org/10.3726/b10402
23. Lück S. Das Zwischen im Dialog. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2019. 197 p. https://doi.org/10.1007/978-3-658-25833-7
24. Momand B., Dubrowski A. Addressing Social Context in Health Provider and Senior Communication Training: What Can We Learn From Communication Accommodation Theory? // Cureus. 2020. Vol. 12, № 12. https://doi.org/10.7759/cureus.12247
25. Nöth W. Zeichen und Semiose. / Braun O. [et al.] Sprache und Kommunikation. Behinderung, Bildung, Partizipation (Enzyklopädisches Handbuch der Behindertenpädagogik). Stuttgart: Kohlhammer, 2012. Vol. 8. P. 161–176.
26. Picot, A., Reichwald, R., Wigand, R.T., Möslein, K.M., Neuburger, R., Neyer, AK. Basic Models of Human Information and Communication Behavior // The Boundaryless Enterprise: Information, Organization & Leadership. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2023. P. 37–69. https://doi.org/10.1007/978-3-658-40054-5_3
27. Rusu M. Aspects of interpersonal communication–the exchange of communicative intentions // Review of Artistic Education. 2023. № 26. P. 220–228.
28. Schönbächler E., Himpsl-Gutermann K., Strasser T. (2023). Vom Chat zum Check. Informationskompetenz mit ChatGPT steigern // Medienimpulse. 2023. Vol. 61, № 1. 51 p. https://doi.org/10.21243/mi-01-23-18
29. Smutny P., Schreiberova P. Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook Messenger // Computers & Education. 2020. Vol. 151. № 103862. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103862
30. Storrer A. Sprachverfall durch internetbasierte Kommunikation?: Linguistische Erklärungsansätze – empirische Befunde//Sprachverfall?: Dynamik–Wandel–Variation. 2014. P. 171–196. https://doi.org/10.1515/9783110343007.171
31. Sumipo J. M. He’sa man and she’sa woman: A Conversation Analysis on Linguistic Gender differences // International Journal of English Literature and Social Sciences (IJELS). 2020. Vol. 5. № 2. P. 441– 450. https://doi.org/10.22161/ijels.52.19
32. Trevarthen C. Intersubjektivität und Kommunikation / Braun O. [et al.] Sprache und Kommunikation. Behinderung, Bildung, Partizipation (Enzyklopädisches Handbuch der Behindertenpädagogik). Stuttgart: Kohlhammer, 2012. Vol. 8. P. 82–160.
33. Wienrich C., Döllinger N., Hein R. Behavioral framework of immersive technologies (BehaveFIT): How and why virtual reality can support behavioral change processes // Frontiers in Virtual Reality. 2021. Vol. 2, № 627194. https://doi.org/10.3389/frvir.2021.627194
34. Zitzen M., Stein D. Chat and conversation: a case of transmedial stability? Linguistics. 2004. Vol. 42, № 5. P. 983–1021. https://doi.org/10.1515/ling.2004.0352004
Рецензия
Для цитирования:
Петрова М.В. Новый взгляд на коммуникацию в контексте письменного речевого взаимодействия с автоматизированными системами. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025;23(1):5-18. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-1-5-18
For citation:
Petrova M.V. A New Look at Communication in the Context of Written Speech Interaction with Automated Systems. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2025;23(1):5-18. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-1-5-18