Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

«Гейша», «бюнад», «женневер»: экзотизмы как репрезентанты геокультурных образов в туристическом дискурсе

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-1-33-45

Аннотация

Статья посвящена экзотизмам как средствам лексической экспликации геокультурных образов территорий в туристическом дискурсе. Материалом исследования послужил отечественный журнал-тревелог «Russian Traveler». Из выпусков за 2023–2024 гг. методом сплошной выборки было извлечено 238 экзолексем, интерпретированных путем привлечения лексикографических и этнографических источников, опоры на контекст. Экзотизмы классифицированы на 12 тематических групп, соотносящихся с 4 базовыми фрагментами национальных картин мира. Автор приходит к выводу, что одновременное использование различных тематических групп экзотических апеллятивов, реалонимов и мифонимов позволяет формировать геокультурные образы территорий в совокупности их физико-географической, социокультурной, традиционно-бытовой, этномировоззренческой и других составляющих. Экзотизмы в туристическом дискурсе журнала-тревелога актуализируют фоновые знания читателя об «иных» странах, регионах и городах, поддерживают гетеростереотипы, способствуя продвижению туристического продукта.

Об авторе

О. А. Селеменева
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Россия

Ольга Александровна Селеменева, доктор филологических наук, доцент

Scopus Author ID 57204429956
WoS Researcher ID B-6408-2018
RSCI Author ID 513229

Елец



Список литературы

1. Варфоломеева Ю. Н. Имиджевая и навигационная функции текстов городской среды (на материале эргоурбонимов г. Улан-Удэ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 12. С. 3758–3763. DOI 10.30853/phil20210613

2. Голомидова М. В. Названия золотых приисков Урала как часть культурного капитала территории: лингвокультурологический аспект // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2015. Т. 21, № 2. С. 101–104.

3. Голомидова М. В. Екатеринбург – Свердловск – Екатеринбург: образ города в динамике топонимического текста // Слово.ру: Балтийский акцент. 2023. Т. 14, № 1. С. 29–53. DOI 10.5922/2225-5346-2023-1-2

4. Дьячков М. В., Леонтьев А. А., Торсуева Е. И. Язык ток-писин (неомеланезийский). М.: Наука, 1981. 73 с.

5. Замятин Д. Н. Понятие геокультуры: образ и его интерпретация // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 5–12.

6. Ибрагимова З. Б. Урбеч – традиционный дагестанский продукт питания // ACTA HISTORICA: тр. по истории, археологии, этнографии и обществознанию. 2018. № 1. С. 34–37.

7. Катермина В. В. Новые тенденции в туристическом дискурсе (на материале английских неологизмов) // Известия Волгоград. гос. социально-пед. ун-та. Филологические науки. 2023. № 2 (2). С. 95–99.

8. Кривощапова Ю. А. Региональные символы Русского Севера: на материале устойчивых словосочетаний с топонимическим компонентом // Научный диалог. 2017. № 11. С. 93–105. DOI 10.24224/2227-1295-2017-11-93-105

9. Кривощапова Ю. А. Имена камней как лингвокультурный символ Урала // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17, № 3. С. 241–262. DOI 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.042

10. Крысин Л. П. Заимствованные слова как знаки иной культуры // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 83–87

11. Купина Н. А. От города-завода к современному передовому городу: стилистические приметы и ценностные ориентиры газеты «Вечерний Первоуральск» // Известия Урал. федерального ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки, культуры. 2016. Т. 150, № 2. С. 13–25.

12. Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации медиа: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2009. 23 с.

13. Раевская М. М., Киселева Л. Н. Испанская гастрономическая традиция как элемент социокультурной идентичности // Вестник Москов. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. С. 77–87.

14. Филатова Н. В. Туристический дискурс в ряду смежных дискурсов: гибридизация или полифония? // Вестн. МГОУ. Серия: Лингвистика. 2012. № 3. С. 41–46.

15. Фокс К. Наблюдая за англичанами / пер. с англ. И. П. Новоселецкой. М.: РИПОЛ классик, 2008. 512 с.

16. Шенкао Г. Х. Имя как социокультурный феномен: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Черкесск, 2002. 35 с.

17. Kiss I. The persuasive discourse function in the language of tourism // Argumentum. 2018. Vol. 14. P. 150–162.

18. Meluzzi C., Balsamo S. The language of food and wine tourism on the web // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2021. № 11(2). P. 1–11. DOI 10.30935/ojcmt/10821.

19. URL: https://www.researchgate.net/publication/350614925_The_Language_of_Food_and_Wine_Tourism_on_the_Web (дата обращения: 10.02.2024).

20. Mityagina V. A., Novikova E. Yu., Charfaoui E., Opalkova J. Linguistic brand management of tourist destination // X Linguae Journal. 2018. Vol. 11. Iss. 3. P. 541–556. DOI 10.18355/XL.2018.11.02.44

21. Salim M. A. M., Mat Som A. P. Shaping Tourist Destinations Through Language and Visual Elements on Tourism Websites A Tourism Discourse Perspective // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 7. P. 364–369. DOI 10.14419/ijet.v7i4.34.26874

22. Thurlow C., Jaworski A. Tourism discourse: Languages and banal globalization // Applied Linguistics Review. 2011. Vol. 2. P. 285–312. DOI 10.1515/9783110239331.285


Рецензия

Для цитирования:


Селеменева О.А. «Гейша», «бюнад», «женневер»: экзотизмы как репрезентанты геокультурных образов в туристическом дискурсе. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025;23(1):33-45. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-1-33-45

For citation:


Selemeneva O.A. “Geisha”, “Bunad”, “Gennever”: Exoticisms as Representatives of Geocultural Images in Tourist Discourse. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2025;23(1):33-45. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-1-33-45

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)