Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Системное описание языкового сознания студента: реальный образ преподавателя

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-53-66

Аннотация

Обсуждаются результаты серии экспериментов, нацеленных на изучение того, как изменяется образ преподавателя в сознании студента. Гипотеза исследования состояла в том, что образ преподавателя за годы обучения в университете претерпевает существенные изменения, обусловленные не только фактором взаимодействия студента с преподавателем, но и личностной оценкой этой деятельности, выступающей как второй не менее важный фактор. Эта гипотеза проверялась серией экспериментов, проведенных методом свободных ассоциаций и методом незаконченных предложений, результаты которых дополняют друг друга. Гипотеза подтвердилась: деидеализация образа преподавателя в языковом сознании студента обусловлена не просто увеличением опыта взаимодействия с преподавателем, но и в значительной степени его эмоционально-личностным переживанием этого процесса. Реальный образ преподавателя, выявленный в ходе очередного эксперимента, «состоит» в основном из специфических черт, свойств, характеристик, а не из действий и взаимодействий, осуществляемых преподавателем в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Образ преподавателя в языковом сознании старшекурсника более конкретен и индивидуален и менее стереотипен, чем тот же образ в языковом сознании первокурсника.

Об авторе

А. А. Яковлев
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия


Список литературы

1. Башанова М. А., Юй Чжан, Яковлев А. А. Наименования профессий в языковом сознании русских и китайских студентов // Вестник Челяб. гос. ун-та. Серия: Филологические науки. 2019. № 2. С. 21-30.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.

3. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.

4. Иноземцева Л. П. Отражение корпоративной культуры преподавателей вуза в языковом сознании носителей русской культуры: Дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2012. 208 с.

5. Казарина В. И. Модификатор должен: субмодусы, условия реализации // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Т. 14, № 4. С. 5-17.

6. Павленок Д. В. Когнитивный механизм формирования образа преподавателя в национальном языковом сознании студентов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2019. 21 с.

7. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. М.: Наука, 1968. 376 с.

8. Яковлев А. А. Системное описание языкового сознания студента: образ самого студента // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2. С. 117-131.

9. Яковлев А. А., Манхирова В. В. Элементы обыденной картины мира в языковом сознании студента по данным ассоциативного эксперимента // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 38-56.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлев А.А. Системное описание языкового сознания студента: реальный образ преподавателя. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021;19(1):53-66. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-53-66

For citation:


Yakovlev A.A. Systemic Description of the Student’s Language Consciousness: Teacher’s Image. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2021;19(1):53-66. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-53-66

Просмотров: 233


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)