Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Элементы фикциональности в медиатекстах: столкновение реального и вымышленного

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-92-105

Аннотация

Статья посвящена анализу фикциональных элементов в современных англоязычных медиатекстах. Под фикциональностью здесь понимается включение в медиатекст элементов, полностью являющихся плодом авторской фантазии, иначе - намеренное использование вымышленных историй в реальном информационном контексте. Целью данного исследования является выяснить, насколько актуальным будет изучение газетных статей с точки зрения их фикциональности. В ходе работы были выявлены типы газетных статей, способные содержать фикциональные элементы, рассмотрены различные виды представленных фикциональных элементов. Обнаруженные виды фикциональных отрезков текста были проанализированы с точки зрения реализации в них различных стилистических функций, а также маркеров, помогающих реципиенту отличить фикциональность от фактуальности, что составило новизну исследования. Статья отвечает на вопросы, считать ли фикциональность неотъемлемым признаком только художественного текста, и стоит ли привлекать нарративный анализ к языку СМИ? Авторы демонстрируют, что статьи рубрики opinion могут включать в себя «упоминания» событий, не имевших места в действительности, иными словами, фикциональные вставки с потенциально манипулятивной функцией. Фикциональность является одним из ключевых понятий в нарратологии. Именно поэтому в статье показывается, что нарративный анализ допустим не только для художественного текста, но и для текстов СМИ. Сочетание стилистического анализа с нарративным позволило авторам прийти к следующим выводам: использование фикциональных вставок, представляющих собой несвойственные для текста-рассуждения формы, обогащает текст композиционно, привлекая внимание читателя. Играя с нарративными формами, авторы предполагают получить эмоциональный отклик со стороны адресата, полагаясь на то, что последний обладает достаточным количеством фоновых знаний, чтобы отличить выдумку автора от комментария или описания реальных событий. Помимо этого, привлечение фикциональности в медиатексте является мощным средством «дискредитации лица». Фикциональные вставки реализуют такие приемы, как ирония, гипербола, метафора, текстовая импликация. Все это в совокупности реализует функцию манипулятивного речевого воздействия, в результате которого реципиент на основе поступающей информации принимает авторскую позицию или делает ожидаемые автором выводы. Маркерами фикциональности могут служить смена композиционно-речевой формы, а также модальные конструкции, условное наклонение, отрицание, смена регистра, гиперболизация, аллюзия. Отсутствие текстовых маркеров говорит о том, что автор полагается на здравый смысл читателя. Результаты данного исследования подтверждают замечания современных нарратологов о смешении границ между литературными и нелитературными жанрами и наличии фикциональности в разных культурных сферах, в том числе в медиадискурсе.

Об авторах

Е. В. Стырина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


А. А. Мартиросян
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Алексеев А. Б. Языковая игра в политическом дискурсе // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16, № 1. C. 57-62.

2. Боголюбов А. Ф. Bring Us Deliverance, Spy! (прочтения Марша шпионов Киплинга в условиях информационной войны и пандемии) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 2. С. 132-153.

3. Гюббенет И. В., Черезова Т. Л. Авторская колонка в газете как объект филологического исследования // Вестник Моск. ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1. С. 47-53.

4. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 45-56.

5. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. / Пер. с фр. Е. Васильевой и др. М.: Изд-во Сабашниковых, 1998. Т. 1. 469 с.; Т. 2. 469 с.

6. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения), INTRADA, 2001.

7. Клушина Н. И. Медиастилистика // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2. С. 69-77.

8. Коновалова М. В. Речевое и эвокативное воздействие в интернет-медиадискурсе // Litera. 2018. № 3. С. 232-237.

9. Лебедева Е. Б. Уточнение понятия «Языковая игра» в лингвистике // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 48-63.

10. Луканина М. В., Салиева Л. К. Нарративное манипулирование // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 46. С. 210-225.

11. Санников В. З. Об истории и современном состоянии русской языковой игры // Вопросы языкознания. 2005. № 4. С. 3.

12. Солганик Г. Я. Категория рассказчика и специфика художественной речи // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2014. № 2. С. 109-119.

13. Стырина Е. В. Смена точки зрения на повествование как инструмент речевого воздействия в текстах СМИ // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Лингвистика. 2018. № 1. С. 46-56.

14. Цикушева И. В. Феномен языковой игры как объект лингвистического исследования // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 12. С. 169-171.

15. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

16. Bareis, J. A. The role of fictionality in narrative theory. Narrativity, Fictionality, and Literariness. The Narrative Turn and the Study of Literary Fiction, 2008, p. 153-173.

17. Dijk, T. A. van. News as discourse. Hillsdale, Lawrence Erlbaum Associates, 1988, 200 p.

18. Dawson, P. Ten Theses against Fictionality. Narrative, 2015, no. 23, p. 74-100.

19. Gibbons, A., Hatavara, M. Real fictions: Fictionality, factuality and narrative strategies in contemporary storytelling. Narrative Inquiry, 2019, vol. 29 (2), p. 245-267.

20. Nielsen, H. S., Phelan, J., Walsh, R. Ten theses about fictionality. Narrative, 2015, vol. 23 (1), p. 61-73.

21. Prior, H. The Political Scandal as a Narrative Experience. Brazilian Journalism Research, 2015, vol. 11, no. 2, p. 92-109.

22. Walsh, R. The rhetoric of Fictionality: Narrative Theory and the idea of Fiction. Columbus, The Ohio State Uni. Press, 2007, 187 p.


Рецензия

Для цитирования:


Стырина Е.В., Мартиросян А.А. Элементы фикциональности в медиатекстах: столкновение реального и вымышленного. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021;19(1):92-105. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-92-105

For citation:


Styrina E.V., Martirosyan A.A. Elements of Fictionality in Media Texts: Facts vs Fiction. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2021;19(1):92-105. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-92-105

Просмотров: 412


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)