Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Сопоставительный анализ категоризации концепта ОСЕНЬ в русском и китайском языковом сознании

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-87-103

Аннотация

Одной из центральных проблем, рассматриваемых Московской психолингвистической школой, является анализ этнокультурной специфики языкового сознания носителей разных лингвокультур. Данная статья посвящена сопоставительному анализу категоризации концепта ОСЕНЬ в русском и китайском языковом сознании в психолингвистическом освещении. Материалом анализа выступают данные различных словарей русского и китайского языков (Русский ассоциативный словарь, мифологические, этимологические, толковые и семантические словари русского и китайского языков), а также результаты ассоциативного эксперимента на стимул осень, проведенного для носителей китайского языка. В статье строятся ассоциативные поля лексемы осень и выделяются базовые когнитивные категории концепта ОСЕНЬ в русском и китайском языковом сознании. В работе используются методы статистического, количественного, компонентного, семантического, психолингвистического и концептуального анализа, а также осуществляется анализ данных ассоциативного эксперимента. Цель данной статьи - выявление культурно-национальных особенностей категоризации концепта ОСЕНЬ в русском и китайском языковом сознании. Поскольку в лингвистических исследованиях сопоставительный анализ концепта ОСЕНЬ в русском и китайском языковом сознании еще ни разу не проводился, полученные результаты, на наш взгляд, актуальны для развития ассоциативной лексикографии, психолингвистики, этнопсихолингвистики и лингвокультурологии. Практическая значимость работы состоит в возможности создания двуязычного ассоциативного словаря (на материале русского и китайского языков) и использования полученных данных в процессе преподавания психолингвистики и межкультурной коммуникации.

Об авторах

К. Янь
Университет имени Сунь Ятсена
Россия


Х. Чжу
Пекинский университет
Россия


Список литературы

1. Бурнаева К. А. Ассоциативное поле как способ моделирования фрагмента языкового сознания // Lingua mobilis. 2011. № 6 (32). C. 51-58.

2. Горошко Е. И. Проблемы проведения свободного ассоциативного эксперимента // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2005. № 3 (12). C. 53-61.

3. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. C. 36-44.

4. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: Учеб. пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.

5. Красных В. В. Основы психолингвистики: Лекционный курс. М.: Гнозис, 2012. 333 с.

6. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек, Сознание, Коммуникация). М., 1998. 352 c.

7. Красных В. В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация: Сб. ст. / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 19. C. 5-19

8. Кубрякова Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / Под ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996. 90 c.

9. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007. 296 c.

10. Навильникова Д. И. Опыт содержательного анализа ассоциативного поля // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и международная коммуникация. 2008. Т. 6, вып. 2. C. 42-52.

11. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеров. гос. ун-та. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 127-131.

12. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2007. 250 c.

13. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М., 2009. 176 c.

14. Свиридовa М. Н. Этимологический словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 512 с.

15. Слышкин Г. Г. и др. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000. 139 c.

16. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995. 352 c.

17. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 825 c.

18. Тарасов Е. Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. C. 34-47.

19. Тарасов Е. Ф. Пролегомены к теории языкового сознания // Вопросы психолингвистики. 2014. № 4 (22). C. 24-35.

20. Уфимцева Н. В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. C. 102-111.

21. Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Ин-т языкознания РАН, 2011. 252 c.

22. Уфимцева Н. В., Балясникова О. В. Языковая картина мира и ассоциативная лексикография // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 1. C. 6-22.

23. Уфимцева Н. В., Тарасов Е. Ф. Проблемы изучения языкового сознания // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. C. 18-25.

24. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 2-е изд., стереотип. М.: Прогресс, 1987. Т. 3: Муза - Сят. 832 с.

25. Фоменко И. Б. Концепт «ОСЕНЬ» в русской языковой картине мира и сознании жителей Дальнего Востока // Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе: Материалы науч.-практ. конф. Хабаровск, 2015. C. 271-277.

26. Чернейко Л. О. Базовые понятия когнитивной лингвистики в их взаимосвязи // Язык, сознание, коммуникация. М.: МАКС-Пресс, 2005. Вып. 30. C. 43-73.

27. Чернецов А. В. и др. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Междунар. отношения, 2014. 416 c.

28. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. 400 с.

29. Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А. К. Шапошников: В 2 т. М.: Флинта: Наука, 2010. Т. 2. 584 с.

30. Янь К. Анализ лексических средств выражения эмоций в современном русском языке и в художественных текстах И. А. Бунина (радость, удивление, страх): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2018. 34 с.

31. Nakamura, Hajime. Ways of thinking of Eastern peoples. New York, The University of Hawaii Press, 1964, 828 p.

32. Сюй Цзиньсюн (许进雄) 文字小讲[M]. 天津:天津人民出版社, 2016. 488页.


Рецензия

Для цитирования:


Янь К., Чжу Х. Сопоставительный анализ категоризации концепта ОСЕНЬ в русском и китайском языковом сознании. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021;19(2):87-103. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-87-103

For citation:


Yan K., Zhu H. Comparative Analysis of the Categorization of the Concept ОСЕНЬ (Autumn / Fall) in Russian and Chinese Language Consciousness. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2021;19(2):87-103. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-87-103

Просмотров: 318


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)