Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Сатирическая пресса и ее воздействие на общественное сознание в современной Франции (на материале «Le Canard Enchaîné»)

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-104-117

Аннотация

На материале сатирического издания «Le Canard Enchaîné» рассматривается воздействие сатирической прессы на общественное сознание в современной Франции. Источниковую базу исследования составляет подборка публикаций «Le Canard Enchaîné» за 2009-2020 г., а также специальные выпуски газеты и наиболее значимые материалы прошлых лет, общим количеством свыше 150 экземпляров и объемом более 600 контекстов. Для понимания современной концепции издания использованы материалы интервью, проведенного автором в 2013 г. в Париже, с одним из ведущих журналистов «Le Canard Enchaîné». Газета «Le Canard Enchaîné» использует широкую гамму способов воздействия на читателя, среди которых как речевые приемы с содержанием информации, так и выразительные средства языка, обращенные к эмоциональной сфере. При этом лексические, стилистические и синтаксические средства тщательно подбираются и прорабатываются, создавая особый стиль газеты - «Le ton Canard», воздействующий на восприятие читателем политических событий и персонажей. Отдельное внимание в статье уделяется расследованию журналистов и освещению «дела Жерома Каюзака», а также представлению на страницах газеты трех французских президентов: Ф. Олланда, Н. Саркози и Э. Макрона.

Об авторе

В. Н. Аристова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Аверинцев А. А. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 544-545.

2. Аристова В. Н. Лингвистические средства создания образов политиков в современной французской сатирической прессе // Филология и человек. 2016. № 4. С. 78-86.

3. Аристова В. Н. Французские еженедельники «Charlie Hebdo» и «Le Canard Enchaîné»: лингвистические средства создания комического, тематическое поле и целевая аудитория // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2019. № 16 (1). С. 4-19. DOI 10.21638/spbu09.2019.101

4. Арутюнова Н. Д. Лингвистическая философия // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 269-270.

5. Быкова О. Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации. 2000. № 1. С. 42-52.

6. Гронская Н. Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2003. № 1. С. 220-231.

7. Гусельникова Н. В. Злословие как основной фактор разрушения этических норм в СМИ // Журналистика и культура русской речи. 2005. № 3. С. 13.

8. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в СМИ: Учеб.-метод. пособие. М., 2006. URL: http://www.dzyalosh.ru/04-master/metod/manipulyativnye-tehnologii.doc (дата обращения 17.08.2020).

9. Капацинская В. М. Комический текст. Проблема выделения речевого и ситуативного комического в тексте // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 3. С. 224-228.

10. Катенева И. Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ (на примере общественно-политических оппозиционных изданий): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Новосибирск, 2010.

11. Клушина Н. И. Коммуникативная стилистика публицистического текста // Русское слово. 2008. № 4. С. 67-70.

12. Крышталева В. Е. Милитарные метафоры в дискурсе президентов России и Франции в начале XXI века // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 2. С. 77-90. DOI 10.25205/1818-7935-2019-17-2-77-90

13. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. Мордовин А. Ю. Современная прагмадиалектическая теория аргументации: Учеб. пособие. Иркутск: ИГЛУ, 2004. 68 с.

14. Петерс Б. Прикладная этнолингвистика о правильном использовании стереотипов в курсе французского как иностранного (пер. с фр. А. Ф. Фефелова) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 1. С. 84-104. DOI 10.25205/ 1818-7935-2020-18-1-84-104

15. Петрова Н. Е. Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте // Русский язык в школе. 2006. № 1. С. 76-82.

16. Солганик Г. Я. О новых аспектах изучения языка СМИ // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2000. № 3. С. 31-39.

17. Сухих Д. А., Горшкова В. Е., Фефелов А. Ф. Комическое как составляющая аргументации в дискурсе научно-популярного микрометражного фильма // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 3. С. 59-77. DOI 10.25205/ 1818-7935-2020-18-3-59-77

18. Фененко Н. А. Комическое в тексте оригинала и перевода // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2005. № 2. С. 97-104.

19. Atayan, V. Mécanismes argumentatifs de l’ironie dans "Le Canard enchaîné". In : Atayan, V., Wienen, U. Ironie et un peu plus. Frankfurt, Peter Lang, 2010, vol. 2, p. 133-153.

20. Cavanna, F. Bête et méchant. Paris, 1981.

21. Couton, P. L'ironie à l'oeuvre dans les billets d'humeur. Langage et société, 1995, № 74, p. 5.

22. Ekkehard, E. Rhétorique et argumentation : de l’ironie. In : Argumentation et Analyse du Discours [En ligne], 2009, № 2. URL: http://aad.revues.org/219.

23. Fabrice, E. L’arme du rire: la presse satirique en France 1789-1848, thèse de doctorat en histoire. Paris, Sorbonne 1, 2007.

24. Fontenelle, S. Même pas drôle: Philippe Val, de «Charlie Hebdo» à Sarkozy. Paris, 2010.

25. Giora, R., Federman, S., Kehat, A. Irony aptness. Humor, 2005, № 18-1, p. 23-39.

26. Haverkate, H. A speech act analysis of irony. Journal of Pragmatics, 1990, № 14, p. 77-109.

27. Hong, Zhao. A relevance-theoretic approach to verbal irony: A case study of ironic utterances in Pride and Prejudice. Journal of Pragmatics, 2011, vol. 43, iss. 1, p. 175-182.

28. Kerbrat-Orecchioni, C. L’ironie comme trope. Poétique, 1980, № 41, p. 109-128.

29. Kihara, Y. The mental space structure of verbal irony. Cognitive Linguistics, 2005, № 16-3, p. 513-530.

30. Langue et manipulation / Sous la direction de José Carlos de Hoyos et Marie-Hélène Pérennec. Saint-Étienne: Publications de l'Université de Saint-Étienne, 2012, 237 р.

31. Laurent, P. L’Ironie mise en trope. Du sens des énoncés hyperboliques et ironique. Paris, Kim, 1996.

32. Levina, V. N., Guskova, S. V. Publicistic Text in Modern Media Discourse and its Impact on the Audience. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9 (44), p. 1-11.

33. Martin, L. Le Canard Enchaîné: histoire d’un journal satirique. Paris, 2005.

34. Priego-Valverde, B. L'humour dans la conversation familiere: description et analyse linguistique. Paris, Harmattan, 2003.

35. Reyes, G. La ironia verbal y su enfoque pragmático. Fundamentos teóricos. VII. Jornadas de Estudios de Lingüistica, Universidad de Alicante, 2005, p. 1-11.


Рецензия

Для цитирования:


Аристова В.Н. Сатирическая пресса и ее воздействие на общественное сознание в современной Франции (на материале «Le Canard Enchaîné»). Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021;19(2):104-117. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-104-117

For citation:


Aristova V.N. The Satirical Press and Its Impact on Public Consciousness in Modern France (Based on “Le Canard Enchaîné”). NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2021;19(2):104-117. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-104-117

Просмотров: 403


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)