Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Стереотипное представление о женщине-политике в языковом сознании пользователей Твиттера

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-118-132

Аннотация

Данное исследование посвящено вопросам гендерных стереотипов блог-сообщества, выявленных на основе индивидуальных реакций блогеров, и их влиянию на восприятие женщины-политика. Материалом для исследования послужили твиты русско- и англоязычного сегментов Твиттера, отобранные по ключевым словам (на основе представлений исследователя о компонентном составе тематической группы «женщина в политике» и репрезентативности эмпирического материала) и собранные с помощью языка программирования Python. Классификация значимых для пользователей характеристик женщины-политика производилась на основании феминно-маскулинного и психофизиологического критериев (согласно классификации Е. Г. Бахтеевой). Распределение качеств, маркирующих женщину-политика, позволило установить: наличие каких характеристик помогает женщине реализовать себя в политике или, напротив, препятствует успешной политической карьере. Полученные результаты были интерпретированы в двух аспектах. На основе количественной репрезентации (процентное соотношение групп качеств) определена полевая структура гендерного стереотипа. На основе качественного показателя (содержание групп признаков, коннотативные компоненты) выявлена сочетаемость признаков и представлена их визуализация с помощью графопостроителя Gephi. Результатами исследования стало создание моделей стереотипного образа женщины-политика в русско- и англоязычном сегментах Твиттера и произведен их сравнительный анализ. С точки зрения полевой модели гендерных стереотипов, для русско- и англоязычных пользователей важны личностные характеристики, которые могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам, в то время как наличие у женщины-политика ярко выраженных маскулинных качеств является наименее релевантным. Для русскоязычных пользователей наиболее значимыми являются высокие нравственные качества, а англоязычные блогеры отдают предпочтение профессионально-деловым характеристикам женщины-политика. Как показывают построенные графы, в языковом сознании блог-сообщества прослеживается маскулинизация представления о женщине-политике. Таким образом, можно выявить противоречие: эксплицитно блогеры признают равное право для мужчин и женщин реализовывать себя в политике, допускают успешность женщины в высших структурах власти, действия конкретных женщин-политиков получают одобрение пользователей. В то же время имплицитно сохраняют свое влияние традиционные гендерные стереотипы, согласно которым политика остается мужской сферой деятельности.

Об авторе

М. Ю. Товкес
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Айвазова С. Г. Гендерный ракурс массовой политики // Женщина в российском обществе. 2016. № 1 (78). С. 24-32.

2. Алюнина Ю. М. Блог как источник новейших англицизмов: на материале текстов интернет-дискурса моды // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 4. С. 78-91.

3. Балакина Ю. В. Электронный текст: принципиально новый тип текста? // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15, № 3. С. 17-27.

4. Бахтеева Е. Г. Перспективы трансформации образа женщины-политика в общественном сознании россиян (на примере опросов жителей г. Саратова и г. Москвы, 2011 г.) // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Серия социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 100-104.

5. Бодалев А. А., Куницына В. Н., Панферова В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество (Учен. зап. НИИКСИ). Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. Вып. 9. С. 151-156.

6. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 320 с.

7. Гаранович М. В. Вариативность гендерных стереотипов в зависимости от социальных параметров говорящих: Дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2011. 272 с.

8. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. Саратов: Наука, 2009. Вып. 6: Жанр и язык. С. 111-127.

9. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. Политический твиттинг как новый жанр интернет-коммуникации // Вопросы психолингвистики. 2014. № 1 (19). С. 92-104.

10. Дедова О. В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета): Дис. … д-ра филол. наук. М.: МГУ, 2006. 525 с.

11. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Патриархат и «женская власть» // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллект. монография / Отв. ред. Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина. СПб., 2007. С. 68-85.

12. Ивашова Е. С. Образ женщины-политика в англоязычной прессе: языковая репрезентация гендерных стереотипов // Вестник МГИМО университета. 2011. № 5. С. 214-218.

13. Кирсанова М. А. Роль антипословиц с гендерным компонентом в формировании юмористического образа женщины (на материале русского и английского языков) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 3. С. 87-102.

14. Котлова Т. Б., Рябова Т. Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в российском обществе. 2001. № 3-4. С. 25-38.

15. Крышталева В. Е. Милитарные метафоры в дискурсе президентов России и Франции в начале XXI века // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 2. С. 77-90.

16. Морозова О. Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства // Вестник Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 1, № 5. С. 150-158.

17. Товкес М. Ю. Стилистические средства реализации гендерных стереотипов в блогах (сравнительный анализ русскоязычного и англоязычного сегментов сети интернет): Магистерская диссертация. 2019. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/296298656 (дата обращения 01.11.2020)

18. Хазова А. Б. Автоматическое определение половой принадлежности автора текста: феномен русской женской прозы // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 1. С. 22-32.

19. Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под. общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. С. 271-290.

20. Ashmore, R. D., Del Boca, F. K. The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts. Orlando, FL, Academic Press, 1986, 368 p.

21. Basow, S. A. Gender Stereotypes and Roles. Pacific Grove, BrooKs / Cole Publishing Company, 1992, 447 p.

22. Bem, S. L. Sex Typing and Androgyny. Journal of Personality and Social Psychology, 1975, no. 31, p. 634-643.

23. Burroughs, B. Kissing Macaca: Blogs, Narrative and Political Discourse. Journal for Cultural Research, 2007, no. 11 (4), p. 319-335.

24. Deaux, K., Lewis, L. L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label. Journal of Personality and Social Psychology, 1984, no. 45 (5), p. 991-1004.

25. Forisha, B. L. Sex Roles and Personal Awareness. Morristown, NJ, General Learning Press, Scott, Foresman and Company, 1978, 436 p.

26. Jungherr, A. Analyzing Political Communication with Digital Trace Data: The Role of Twitter Messages in Social Science Research. Switzerland, Springer International Publishing, 2015, 220 p.

27. Kenix, J. L. Blogs as Alternative. Journal of Computer-Mediated Communication, 2009, no. 14 (4), p. 790-822.

28. Mckee, J. P., Sheriffs, A. C. The Differential Evaluation of Males and Females. Journal of Personality, 1957, no. 25, p. 356-371.

29. Naresh, K. M. Marketing Research: An Applied Approach. Pearson Education Limited, 2007, 835 p.

30. Packer, G. The Revolution Will Not Be Blogged. Mother Jones, 2004, May / June. URL: https:// www.motherjones.com/politics/2004/05/revolution-will-not-be-blogged (accessed: 02.10.2017)

31. Wallsten, K. Political Blogs: Transmission Belts, Soapboxes, Mobilizers, or Conversational Starters? Journal of Information Technology & Politics, 2008, no. 4 (3), p. 19-40.

32. Wei, L. Filter Blogs vs. Personal Journals: Understanding the Knowledge Production Gap on the Internet. Journal of Computer-Mediated Communication, 2009, vol. 14, no. 3, p. 532-558.


Рецензия

Для цитирования:


Товкес М.Ю. Стереотипное представление о женщине-политике в языковом сознании пользователей Твиттера. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021;19(2):118-132. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-118-132

For citation:


Tovkes M.Yu. Stereotypical Representation of a Female Politician in the Language Consciousness of Twitter Users. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2021;19(2):118-132. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-118-132

Просмотров: 394


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)