Конфликт комического и рационального в кинодиалогах микрометражных фильмов
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-37-48
Аннотация
Рассматривается проблема конфликта комического и рационального в кинодиалогах микрометражных фильмов. Анализ комического как феномена, присущего исключительно человеку, и как формы демонстрации в аргументации научно-популярного дискурса и кинодиалога осуществлен на материале микрометражных фильмов серии «Tu mourras moins bête», снятых по комиксам французского художника-карикатуриста Марион Монтень. Исследование показывает частотность использования комического в научно-популярном дискурсе, повышая его прагматический потенциал за счет аудиовидеоряда и расширяемого диапазона используемых средств комического, среди которых выделяется форма демонстрации в аргументации и абсурд как демонстрация профанного знания. Форма демонстрации в аргументации не только выполняет увлекательную и развлекательную функции, но и наглядно представляет сложную для восприятия информацию. Абсурд, предполагающий двоемирие, создает игру со зрителем, в которой посредством аудиовидеоряда показывается нелепость наивной картины мира, что с большей эффективностью способствует распространению знания благодаря выраженному конфликту комического и рационального.
Об авторах
Д. А. СухихРоссия
Сухих Денис Александрович, аспирант
Иркутск
В. Е. Горшкова
Россия
Горшкова Вера Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор
Иркутск
Список литературы
1. Архипов И. К. Делу – время, потехе – час. О смешном и несмешном // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / Под общ. ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Индрик, 2007. С. 112–120.
2. Бахтин М. М. Проблема диалогической речи // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 1997. Т. 5. С. 209–218.
3. Вольф М. Н. Риторическая аргументация в научно-популярном дискурсе: особенности и перспективы // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Серия: Философия и конфликтология. 2020. Т. 36, № 3. С. 426–440. DOI 10.21638/spbu17.2020.301
4. Горшкова В. Е. и др. Кинодиалог. Образ-смысл. Перевод: Монография / Под общ. ред. В. Е. Горшковой. Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2014. 367 c.
5. Дебренн М. Образ России во франкоязычных комиксах: к постановке проблемы // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19, № 4. С. 167–180. DOI 10.25205/1818-7935-2021-19-4-167-180
6. Клименко Т. Н. Логика абсурда, или Can you say something? // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / Под общ. ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Индрик, 2007. С. 230–237.
7. Левицкий А. Э. Комическое: играем языком // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / Под общ. ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Индрик, 2007. С. 295–307.
8. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления в семантическом аспекте // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 9. С. 183–201.
9. Мечковская Н. Б. Феномен «смешного» в речи, его языковые первоэлементы и внеязыковые механизмы // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / Под общ. ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Индрик, 2007. С. 140–153.
10. Радбиль Т. Б. Природа комического sub specie языковой аномальности // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / Под общ. ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Индрик, 2007. С. 686–698.
11. Сухих Д. А., Горшкова В. Е., Фефелов А. Ф. Комическое как составляющая аргументации в дискурсе научно-популярного микрометражного фильма // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 3. С. 59–77. DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-3-59-77
12. Сычев А. А. Природа смеха или философия комического. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 176 с.
13. Фефелов А. Ф. Имена собственные и названия в межкультурной коммуникации и переводе: Учеб. пособие. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2017. 250 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35052003
14. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2013. 512 с.
15. Фудель В. С., Васильева А. Н. Научно-популярный жанр (к вопросу о возможностях его использования в практике преподавания русского языка иностранцам) // Вопросы стилистики в преподавании русского языка иностранцам. М., 1972. С. 96–113.
16. Attardo, S. Linguistic theories of humor. Berlin, New York, Mouton de Gruyter, 1994, 426 p.
17. Bergson, H. Le rire. Paris, Félix alcan Publ., 1900.
18. Irony in language and thought: a cognitive science reader. Ed. by H. L. Colston and R. W. Gibbs, Jr. New York, London, Taylor & Francis Group, 2007, 607 p.
19. Lipińska, M. Le comique de phrases autonymiques polonaises et françaises. Analyse sémantique, stylistique et pragmatique. Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, 2020, 246 p.
20. Raskin, V. Semantic mechanisms of humor. Dordrecht, D. Reidel Publ., 1984, 284 p.
21. La triste vie de Darth Vader. URL: https://www.arte.tv/fr/videos/067093-004-A/tu-mourras-moins-bete (дата обращения 01.12.2021).
22. Les parachutes. URL: https://www.arte.tv/fr/videos/087419-013-A/tu-mourras-moins-bete (дата обращения 01.12.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Сухих Д.А., Горшкова В.Е. Конфликт комического и рационального в кинодиалогах микрометражных фильмов. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(1):37-48. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-37-48
For citation:
Sukhikh D.A., Gorshkova V.E. The Conflict of the Comical and the Rational in Short-Short Film Dialogues. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(1):37-48. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-37-48