Одушевление болезни в позднее Средневековье и риторика вербального взаимодействия с ней (на материале средневерхненемецких лечебных заговоров XV века)
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-49-60
Аннотация
Рассматриваются риторико-дискурсивные схемы вербального взаимодействия с болезнью (т. е. ее «заговаривания», отпугивания и изгнания из своего микромира (дома)) в средневерхненемецких лечебных заговорах на материале трех заговорных текстов XV в., направленных на исцеление от лихорадки, апоплексического удара и гнойного поражения. Анализируемые тексты представляют особый интерес в связи с тем, что они не затрагивались ранее в исследованиях такого типа и являются практически неизвестными отечественному читателю, в то время как они способны предложить любопытный материал для поиска типологических параллелей как внутри немецкой заговорной традиции, так и шире – в германской и индоевропейской заговорной литературе. Кроме того, в них наблюдается характерное смешение прежней языческой и новой христианской ментальности, где болезнь (и, следовательно, страх смерти) рисуется как элемент мрачного архаичного Нижнего мира (представленного, однако, Диаволом), а надежда на спасение (исцеление) ассоциируется с чудодейственной силой христианства (т. е. монотеистической религии), представленного именами Иисуса Христа, девы Марии и святых апостоловевангелистов. Христианство, таким образом, накладывает свою дихотомию добра и зла на языческую картину мира, населяя старый языческий Верхний мир общехристианскими авторитетами и реликвиями. Рассматриваемые заговоры приводятся в оригинале по изданию Верены Хольцманн (Holzmann V. “Ich beswer dich wurm und wyrmin…”: Formen und Typen altdeutscher Zaubersprüche und Segen. Bern, 2001, 322 S.) и снабжаются переводом на русский язык и необходимым комментарием. Автор делает выводы о специфике восприятия болезни в средневековых немецких заговорах как чужеродной, привнесенной из Нижнего мира субстанции, наделенной злой волей, а также выделяет три типа вербального взаимодействия субъекта заговора с одушевленной болезнью (повествовательная, императивная, повествовательно-императивная модели), иллюстрируя их примерами из текстов. Полученные выводы будут интересны специалистам в области фольклористики, а также истории немецкого языка и литературы, культурологии и медицины Средневековья.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. ТруфановаРоссия
Наталья Андреевна Труфанова, аспирант; преподаватель
Москва
Список литературы
1. Агапкина Т. А. Сюжетный состав восточнославянских заговоров (Мотив мифологического центра) // Заговорный текст: генезис и структура. М., 2005. С. 247–292.
2. Боголюбов А. Ф. Bring Us Deliverance, Spy! (прочтения Марша шпионов Киплинга в условиях информационной войны и пандемии) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 2. С. 132–153. DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-2-132-153
3. Ветухов А. В. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. Варшава, 1907. 522 с.
4. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. 1426 с.
5. Мансветов И. Д. Византийский материал для сказания о двенадцати трясавицах // Древности. Тр. Имп. Моск. археол. об-ва. 1881. Т. 9, вып. 1. C. 24–36. URL: https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=8323
6. Степаненко В. А. Кумуляция и амбивалентность в семантике мифологем (на примере репрезентанта horseshoe концепта SUPERSTITION в англосаксонской культуре) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 4. С. 85–98. DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-4-85-98
7. Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. М., 2015. 528 с.
8. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантики (Opera Etymologica. Звук и смысл). М.: Языки славянской культуры, 2004. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. 860 с.
9. Топорова Т. В. Язык и стиль древнегерманских заговоров. М., 1996. 214 с.
10. Труфанова Н. А. Заговоры от змеи и червя в средневековой немецкой традиции // Вестник Костром. гос. ун-та. 2019. № 1. С. 99–101.
11. Труфанова Н. А. О природе наименования древневерхненемецкого ‘nesso’ в текстах заговоров // Вестник Самар. ун-та. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 1. С. 134–140.
12. Haesele, C. M. Magische Performativität: Althochdeutsche Zaubersprüche in ihrem Überliefe-rungskontext (Philologie der Kultur). Würzburg, Königshausen & Neumann, 2011, 255 S.
13. Holzmann, V. “Ich beswer dich wurm und wyrmin…”: Formen und Typen altdeutscher Zauber-sprüche und Segen. Bern, 2001, 322 S.
14. Ohrt, F. Beiträge zur Segenforschung. Zeitschrift des Vereins für Volkskunde, 1927. Bd. 35/38, S. 1–9. URL: https://www.digi-hub.de/viewer/image/DE-11-001860973/330
Рецензия
Для цитирования:
Труфанова Н.А. Одушевление болезни в позднее Средневековье и риторика вербального взаимодействия с ней (на материале средневерхненемецких лечебных заговоров XV века). Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(1):49-60. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-49-60
For citation:
Trufanova N.A. Perception of Disease in Late Middle Ages and Rhetoric of Verbal Interaction with It (Based on the Material of Middle High German Medical Incantations of the 15th Century). NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(1):49-60. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-49-60