Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Деятельностная теория и теория языкового сознания П. Я. Гальперина: результаты ЭЭГ исследования в перспективе обучения иностранным языкам с помощью ИКТ

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-2-81-92

Аннотация

Представлены результаты ЭЭГ исследования особенностей осцилляторной активности мозга при выполнении языковых заданий (на базе немецкого языка). Целью исследования было выявление нейрофизиологических показателей, позволяющих утверждать наличие существенной разницы между способами ввода информации при рассмотрении языковой активности обучающихся на нейролингвистическом уровне. Методический подход в экспериментальной группе основывался на теории поэтапного формирования умственной деятельности и языкового сознания в понимании П. Я. Гальперина, согласно которой родной язык превращается в язык-модель, и уже с его помощью осознаются механизмы работы языка, а этот навык, в свою очередь, переносится на процесс овладения немецким языком, постепенно делая возможным отказ от родного языка. Полученные результаты позволяют утверждать наличие определенных различий между группами испытуемых, заключающиеся в меньшей амплитуде пика P300 и меньшей его протяженности у экспериментальной группы в сравнении с контрольной. Была замечена меньшая активность в альфа-диапазоне для экспериментальной группы. В совокупности эти параметры позволяют говорить о меньших (по сравнению с контрольной группой) трудностях при выполнении заданий. Результаты исследования послужат нейро- и психолингвистическим основанием для разработки информационно-коммуникационных технологий в обучении немецкому языку на базе уже имеющегося лингводидактического курса, ведущего к сдаче теста на уровень знания языка в соответствии с международными требованиями CEFRL. Ориентировочные основы действия 3-го типа из теории деятельности П. Я. Гальперина, эффективность выведения которых подтверждается нейро- и психолингвистическими параметрами, могут являть собой альтернативную основу для разработки цифровых обучающих программ, базирующихся до сих пор в зарубежных и российских приложениях на кривой Эббингауза.

Об авторах

Е. Н. Штерн
Лингватор: лаборатория немецкого языка
Россия

Елена Николаевна Штерн, основатель «Лингватор: лаборатория немецкого языка», преподаватель, переводчик

Новосибирск



А. Н. Савостьянов
Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины
Россия

Александр Николаевич Савостьянов, кандидат биологических наук

Новосибирск



Д. А. Лебедкин
Новосибирский государственный университет
Россия

Дмитрий Алексеевич Лебедкин, студент

Новосибирск



Список литературы

1. Алексеева А. А. Проблема формирования билингвального сознания в обучении иностранным языкам // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. 2009. Т. 10, вып. 2. С. 83–87.

2. Гальперин П. Я. Новые возможности обучения, в частности, иностранным языкам // Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университетов. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 69–82.

3. Гальперин П. Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопр. философии. 1977. № 4. С. 95–101.

4. Ждан А. Н. Теория и практика в психологическом наследии Гальперина П. Я. // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 33–39.

5. Кабанова О. Я. Языковое сознание как звено в формировании речи на иностранном языке // Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университетов. М.: МГУ, 1971. С. 130–142.

6. Кабанова О. Я. Теория П. Я. Гальперина – перестройке содержания учебных предметов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 4. С. 113–122.

7. Кабанова О. Я. К вопросу о содержании учебного предмета «Язык» // Материалы Международной научной конференции 6–8 февраля 2014 г. М.: Изд-во МГУ, 2014. С. 68–70.

8. Сиднева А. Н. Основные направления критики теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 22–31.

9. Талызина Н. Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 92–101.

10. Фефелов А. Ф. Критерии оценки методик обучения иностранным языкам (тезисы доклада) // Современные технологии обучения иностранным языкам в высшей школе: Материалы Межвуз. науч.-метод. конф. Новосибирск, 1999. С. 53–55.


Рецензия

Для цитирования:


Штерн Е.Н., Савостьянов А.Н., Лебедкин Д.А. Деятельностная теория и теория языкового сознания П. Я. Гальперина: результаты ЭЭГ исследования в перспективе обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(2):81-92. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-2-81-92

For citation:


Shtern E.N., Savostyanov A.N., Lebedkin D.A. P. Ya. Galperin’s Activity Theory and Language Consciousness Theory: Results of EEG-Based Research with Regard to ICT-Assisted Foreign Language. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(2):81-92. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-2-81-92

Просмотров: 658


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)