Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Влияние семиотического типа стимулов на извлечение информации из языкового сознания

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-2-110-125

Аннотация

Представлены данные об информативном потенциале направленного цепочечного эксперимента с тремя стимулами: вербальным, визуальным и гетеросемиотическим (визуально-вербальным). В качестве вербального стимула было предложено словосочетание «коронавирусная инфекция (COVID-19)», визуального – изображение коронавируса, вызывающего коронавирусную инфекцию (COVID-19). Гетеросемиотический стимул объединил изображение коронавируса (COVID-19), подписанное словосочетанием «коронавирусная инфекция (COVID-19)». Материал исследования составили 1 122 реакции респондентов. Верификация информативности направленного цепочечного эксперимента осуществлялась в три этапа в соответствии с тремя представленными стимулами. В результате первого этапа было получено 356 реакций, второго – 380, третьего – 386. Общее число респондентов, принявших участие в эксперименте, составило 300 (в каждом этапе принимали участие 100 респондентов). Работа основывается на теоретико-методологической базе психолингвистики. Метод анкетирования и метод направленного цепочечного эксперимента применялись для составления выборочной совокупности исследования. Для обработки полученных данных использовались такие методы исследования, как метод семантического гештальта Ю. Н. Караулова, синтез, анализ и сравнение. Получены результаты по семантическим зонам (лицо, предмет, признаки / качества): среди реакций на только вербальный стимул более подробно представлены реакции, связанные с симптомами, средствами лечения и профилактики, сценарием заболевания, реакциями и эмоциями, последствиями. В группах, включавших в себя визуальный компонент, эти реакции не столь многообразны, кроме тех, что связаны с реакциями и эмоциями. Самую многочисленную группу составили предметы, наименьшую – признаки / качества. Сделан вывод, что вербальный стимул непосредственно связан с раскрытием сути явления, а визуальный вызывает у реципиентов ассоциации, связанные с формой и внешним видом объекта на предъявленном изображении. В ходе третьего этапа ассоциативного эксперимента было установлено, что визуальный компонент предъявленного вербально-визуального стимула вызывает у респондентов в большей степени нейтральные реакции. Этот результат подтвердил предположение о взаимосвязи визуального стимула в большей части с формой, цветом, текстурой и другими физическими характеристиками изображения, выбранного в качестве визуального стимула, в то время как вербальный компонент предъявленного стимула вызвал у респондентов негативно окрашенные ассоциации, подтверждая непосредственную связь вербального стимула с сутью явления.

Об авторах

В. А. Каменева
Кемеровский государственный университет
Россия

Вероника Александровна Каменева, доктор филологических наук, профессор

Кемерово



Н. В. Рабкина
Кемеровский государственный университет
Россия

Надежда Владимировна Рабкина, кандидат филологических наук, доцент

Кемерово



Н. В. Потапова
Кемеровский государственный университет
Россия

Наталья Вадимовна Потапова, кандидат филологических наук, доцент

Кемерово



И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет
Россия

Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук

Кемерово



Список литературы

1. Алферова Ю. И. Профессионально-маркированные компоненты языкового сознания: Дис. … канд. филол. наук. Омск, 2005. 237 с.

2. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник Бурят. гос. ун-та. 2011. № 11. С. 6–9.

3. Выговская Д. Г. Ассоциативный эксперимент как один из методов в психолингвистике // Наука ЮУрГУ: Материалы 66-й науч. конф., Челябинск, 15–17 апреля 2014 г. Челябинск: Издю центр ЮУрГУ, 2014. С. 1157–1164.

4. Дебренн М., Лафуркад М. Динамические процессы в ассоциативных словарях французского языка // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19, № 2. С. 73–86. DOI 10.25205/1818-7935-2021-19-2-73-86

5. Жеребцова Ю. А., Чижик А. В., Садохин А. П. Автоматические методы детекции культурных смещений в социальных сетях (на материале диалогов из Telegram) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19, № 2. С. 54–72. DOI 10.25205/1818-7935-2021-19-2-54-72

6. Калинин О. И., Мавлеева Д. В. Сопоставительный анализ метафорического образа коронавируса в СМИ КНР и Республики Корея // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 4. С. 99–109. DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-4-99-109

7. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. С., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь. М.: Помовский и партнеры, 1994. Кн. 1: Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. С. 190–218.

8. Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 2000. С. 191–206.

9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.

10. Миклашевский А. А. Вербальная и визуальная обработка информации: экспериментальное исследование // Вестник Том. гос. ун-та. 2014. № 383. С. 56–61.

11. Рогожникова Т. М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова. Уфа: Уфим. гос. авиац. техн. ун-т, 2000. 242 с.

12. Уфимцева Н. В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 102–111.

13. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2007. 315 с.

14. Яковлев А. А. Изменение значения и смысла слова как отражение новых знаний человека // Вестник Твер. гос. ун-та. Серия: Филология. 2017. № 4. С. 239–245.

15. Яковлев А. А. Об одном методологическом изъяне при проведении свободного ассоциативного эксперимента // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16, № 4. С. 16–25.

16. Aitchison, J. Words in the Mind: An Introduction to the Mental Lexicon. Oxford, Blackwell, 1994, 290 p.

17. Çetikaya, F. Ç., Sönmez, M., Topçam, A. B. A Formative Assessment Example: Word Association Test. International Education Studies, 2020, vol. 13, no. 8, pp. 103–117. DOI 10.5539/ ies.v13n8p103

18. Deese, J. Form Class and Determinants of Association. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1962, vol. 1, no. 2, pp. 79–84. DOI 10.1016/S0022-5371(62)80001-2

19. Deyne, S. de, Storms, G. Word Associations: Norms for 1,424 Dutch Words in a Continuous Task. Behavior Research Methods, 2008, vol. 40, no. 1, pp. 198–205. DOI 10.3758/BRM.40.1.198

20. Fitzpatrick, T., Playfoot, D., Wray, A., Wright, M. J. Establishing the Reliability of Word Association Data for Investigating Individual and Group Differences. Applied Linguistics, 2015, vol. 36, no. 1, pp. 23–50. DOI 10.1093/applin/amt020

21. Han, Z., Truex, R. Word Association Tests for Political Science (September 29, 2020). URL: https://ssrn.com/abstract=3701860 (accessed 01.02.2022). DOI 10.2139/ssrn.3701860

22. Kiss, G. R. An associative Thesaurus of English: Structural Analysis of a Large Relevance Network. In: Kennedy, A., Wilkes, A. (eds) Studies in Long Term Memory. London, Wiley, 1975, pp. 103–121.

23. Kostova, Z., Radoynovska, B. Word Association Test for Studying Conceptual Structures of Teachers and Students. Bulgarian Journal of Science and Education Policy, 2008, vol. 4, no. 2, pp. 209–231.

24. Lyubymova, S. Associative Experiment in the Study of Sociocultural Stereotype. Sociolinguistics, 2020, no. 36. DOI 10.5755/j01.sal.0.36.23814

25. Nielsen, M. L., Ingwersen, P. The Word Association Methodology. In: Proceedings of Mira 99: Evaluating Interactive Information Retrieval, Glasgow, Scotland, UK, April 14–16, 1999, pp. 17–27. DOI 10.14236/ewic/MIRA1999.6


Рецензия

Для цитирования:


Каменева В.А., Рабкина Н.В., Потапова Н.В., Морозова И.С. Влияние семиотического типа стимулов на извлечение информации из языкового сознания. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(2):110-125. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-2-110-125

For citation:


Kameneva V.A., Rabkina N.V., Potapova N.V., Morozova I.S. The Influence of the Semiotic Type of Stimuli on the Extraction of Information from Language Consciousness. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(2):110-125. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-2-110-125

Просмотров: 238


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)