Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Методологическая специфика исследований языкового сознания и ментального лексикона студента

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-2-149-157

Аннотация

   В статье рассматриваются проблемы методологии исследований языкового сознания вообще и языкового сознания студента в частности. Многие исследования языкового сознания не отличаются по методологии от исследований ментального лексикона, поэтому важнейшим отличием исследований языкового сознания от исследований ментального лексикона должны быть процедуры обработки и теоретического анализа полученного эмпирического материала. Анализ ряда психолингвистических исследований автора статьи к формулировке основных методологических принципов изучения языкового сознания студента – это, во-первых, выбор языковых знаков для изучения, отражающих регулярную деятельность некоторой группы носителей языка; во-вторых, особый метод обработки эмпирии, отражающий закономерное, а не случайное влияние на нее (эмпирию) со стороны регулярной деятельности и личностной оценки.

Об авторе

А. А. Яковлев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы; Северо-Западный институт управления
Россия

Андрей Александрович Яковлев, кандидат филологических наук

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Васильева Г. М., Виноградова М. В., Мячина В. В. Динамика культурно-географических представлений в языковом сознании российских студентов (на материале образов стран) // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 262–270.

2. Гришенина Ю. А. Проявление национальных особенностей языкового сознания российских, индийских и африканских студентов в психологических компонентах их речевых действий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 71–77.

3. Закирова О. В. Представление о женихе в языковом сознании студентов // Семантика. Функционирование. Текст. Межвузовский сборник научных трудов. Вятский государственный университет. 2016. С. 78–83.

4. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.

5. Кафтанов Р. А. Война в русском языковом сознании студентов и курсантов (психолингвистический аспект) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 154–165.

6. Кацман Е. М. Норма и узус в языковом сознании студентов-нефилологов // Язык и культура. Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 146–150.

7. Костюшкина Г. М., Павленок Д. В. Когнитивный механизм формирования образа преподавателя в национальном сознании студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 5–2 (83). С. 342–346.

8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.

9. Лопсан А. П. Репрезентация образа отца в языковом сознании тувинцев, русских и американцев // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 480–481.

10. Никаева Т. М., Сизых А. А. Система ассоциаций «закон» и «преступление» в языковом сознании студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 6. С. 234–237.

11. Палкин А. Д. Образ времени в языковом сознании русских и японцев // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. С. 5–15.

12. Пигалева М. В. Прецедентные феномены сферы «искусство» в языковом сознании русских и китайских студентов // Когнитивные исследования языка. 2021. № 3 (46). С. 828–831.

13. Полянская А. Г. Образ человека в языковом сознании крымских студентов // Новые горизонты русистики. 2020. № 9. С. 126–132.

14. Разумкова А. В. Образ «коми» в языковом сознании школьников и студентов Республики Коми (по материалам свободного ассоциативного эксперимента) // Общие и частные вопросы языкознания. Сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Чувашск. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева / Отв. ред.: Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. 2016. С. 113–119.

15. Рев В. С. С. Т., Харченко Е. В. Образ семьи в языковом сознании носителей разных лингвокультур (на примере Шри-Ланки и России) // Филологический класс. 2019. № 4 (58). С. 40–48.

16. Редькина О. В. Устаревшая лексика русского языка в языковом сознании студентов нефилологического профиля обучения // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку. Сб. материалов Межрегиональной конференции / Отв. ред. О. А. Скрябина. 2015. С. 187–189.

17. Селютин А. А., Селютина Е. А. Особенности языкового сознания студентов вуза // Вестник Челябинск. гос. ун-та. Серия: Филологические науки. 2020. № 12. С. 125–130.

18. Сорокина Е. И. Языковое сознание студентов в условиях учебной поликультурной мультилингвальной среды // Язык и культура: Сб. статей XXV Международной научной конференции, посвященной Году культуры в России / Отв. ред. С. К. Гураль; Нац. исследов. Томск. гос. ун-т. 2015. С. 226–231.

19. Стебунова А. Н. Концепт «мир» в языковом сознании донецких студентов // Донецкие чтения–2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы IV Международной научной конференции / Под общ. ред. С. В. Беспаловой. 2019. С. 83–85.

20. Стёпин В. С. Теоретическое познание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.

21. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психолингвистическое исследование концептов «опасность» и «безопасность» в языковом сознании студентов // Вопросы психолингвистики. 2020. № 1 (43). С. 84–97.

22. Тяньдэ Х. Экспериментальное исследование образа «他人的 / чужой» в языковом сознании китайских студентов // Человек. 2016. № 3. С. 156–163.

23. Хохлова И. С., Павлова И. А. Патриотизм в языковом сознании французов и русских // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 682–684.

24. Чжан Д., Чулкина Н. Л. Концептуально-когнитивный сценарий «экзамен» в языковом сознании китайских и российских студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 6. С. 294–298.

25. Шаманова М. В., Виноградова М. В. Особенности восприятия лексем семантической группы «внутренние органы человека» обыденным и профессиональным языковым сознанием (на материале лексемы «сердце») // Социальные и гуманитарные знания. 2020, (2 (22). С. 186–195.

26. Field J. Psycholinguistics. The key concepts. London, New York: Routledge, 2004. 366 p.

27. Jarema G, Libben G. (eds.) The mental lexicon: Core perspectives. Amsterdam, Boston, Heidelberg etc.: Elsevier, 2007. 235 p.

28. Wunderlich D. Introduction: What the theory of the lexicon is about // Advances in the theory of the lexicon / Ed. D. Wunderlich. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2006. P. 1–26.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлев А.А. Методологическая специфика исследований языкового сознания и ментального лексикона студента. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023;21(2):149-157. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-2-149-157

For citation:


Yakovlev A.A. Methodological Features of Studying Students’ Language Consciousness and Mental Lexicon. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2023;21(2):149-157. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-2-149-157

Просмотров: 162


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)