Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Комбинаторные варианты рифм в сонетах Рильке: квантитативно-типологический подход

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2019-17-1-5-20

Аннотация

В рамках методик математического стиховедения осуществлен комбинаторный анализ корпуса немецких сонетов на материале творческого наследия Райнера Мария Рильке, построена классификация вариантов рифмовки сонетов на основе их симметрийных отношений в катренной и терцетной частях. Классификация не учитывает так называемые нерегулярные сонеты. Согласно данной классификации вводятся понятия симметричных, частично симметричных и несимметричных сонетов и комбинаторным способом подсчитывается возможное количество сонетов каждого типа. С учетом этой классификации выявляется уникальный комбинаторный потенциал поэта, в частности исследуется эволюция структуры сонетов Рильке от «Новых стихотворений» к «Сонетам к Орфею». Вводятся понятия независимых и зависимых сонетов. На основе этих понятий показано, что «Новые стихотворения» содержат только независимые, т. е. с неповторяющимися способами рифмовки, сонеты, в то время как в «Сонетах к Орфею» этот принцип нарушается. Выделена ядерная часть сонетов Рильке, состоящая из тех независимых сонетов, которые порождают весь корпус сонетов Рильке, т. е. всю совокупность независимых и зависимых сонетов. В соответствующих подсчетах учтены также восемь сонетов из примыкающих к «Сонетам к Орфею». Отдельное внимание в статье уделено симметричным сонетам. Описана структура всех 18 симметричных сонетов Рильке, среди которых 11 являются независимыми («Новые стихотворения» - 4, «Сонеты к Орфею» - 7). В качестве примера проведен стилеметрический анализ ритмического поля одного из симметричных сонетов. Показано, что его внутренний ритм близок к структуре золотого сечения. Высказана гипотеза о влиянии вариантов рифмовки, присущих симметричным сонетам, на внешний и внутренний ритмы сонета.

Об авторах

Ю. Д. Григорьев
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Россия


Г. Я. Мартыненко
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Андреев С. Н. Точный и вольный перевод стихотворного текста: количественная оценка // Изв. СмолГУ. Филологические науки. 2012. Вып. 4 (20). С. 88-95

2. Гаспаров М. Л. Подстрочник и мера точности // Гаспаров М. Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб.: Азбука, 2001б. С. 361-372

3. Гаспаров М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М.: Фортуна Лимитед, 2001а. 288 с

4. Григорьев Ю. Д. Системная гармония перевода поэтических текстов // Научный вестник НГТУ. 2018. Вып. 1 (70). С. 79-102

5. Григорьев Ю. Д., Мартыненко Г. Я. Последовательности типа Фибоначчи: теория и прикладные аспекты. СПб.: Изд-во «Лань», 2017. 516 с

6. Портер Л. Г. Количественные критерии адекватности поэтического перевода // Мир перевода. 2004. № 1 (11). С. 39-54

7. Рильке Р. М. Сонеты к Орфею / Пер. с нем. А. Пурина. СПб.: Азбука-классика, 2002. 192 с

8. Рильке Р. М. Часослов. Книга для чтения на немецком языке / Коммен. А. А. Верлинской. СПб.: КОРОНА принт, КАРО, 2004. 160 с

9. Рукавишников И. С. Твердые формы // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2: П-Я. Стб. 907-910

10. Холшевников В. Е. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 448 с

11. Шапир М. И. На подступах к общей теории стиха (методы и понятия) // Шапир М. И. Uni-versum versus: Язык - стих - смысл в русской поэзии XVIII-XX веков. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 84

12. Шенгели Г. Твердые формы // Шенгели Г. Техникастиха. М: Гослитиздат, 1960. C. 288-297

13. Rilke, R. M. Werke. Auswahl in drei Bänden. Leipzig, IM Insel Verlag, 1963, Bd. 1: Gedichte.

14. Rilke, R. M. Das Buch der Bilder. Insel Taschenbuch, 1976.

15. Rilke, R. M. Neue Gedichte und der Neuen Gedichte anderer Teil. Insel Taschenbuch, 1979.

16. Rilke, R. M. Acht Sonette aus dem Umkreis der «Sonette an Orpheus». In: Rilke, R. M. Sämtliche Werke in sechs Bänden. Leipzig: Insel Verlag, 1987, Bd. 2: Gedichte.

17. Rilke, R. M. Die schönsten Gedichte. Insel Verlag, 4. Auflag, Printed in Germany, 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Григорьев Ю.Д., Мартыненко Г.Я. Комбинаторные варианты рифм в сонетах Рильке: квантитативно-типологический подход. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019;17(1):5-20. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2019-17-1-5-20

For citation:


Grigoriev Y.D., Martynenko G.Ya. Combinatorics of Rhyming Variants in Sonnets by R. M. Rilke: A Quantitative and Typological Approach. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2019;17(1):5-20. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2019-17-1-5-20

Просмотров: 203


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)