Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Катализаторы экспрессивности политического плаката: интердискурсивность и интерсемиозис как основа поликодовой креативности

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-31-44

Аннотация

В статье рассматриваются англоязычные политические плакаты в ракурсе интердискурсивности, которая служит основой лингвистической и изобразительной креативности. Материалом послужили современные британские и американские плакаты, в которых обнаружено интенциональное наложение включенных дискурсов на принимающий дискурс. Цель исследования заключается в выявлении особенностей активации интердискурсивных ресурсов в канве англоязычного политического плаката, которая осуществляется на основе интерсемиозиса. Применение мультимодального дискурс-анализа, структурно-семантического и стилистического анализа компонентов исследуемых плакатов позволяет установить дискурсы-доноры, а также выявить способы интеграции интердискурсивных элементов в вербальной и невербальной областях. На примере плаката, содержащего включенные компоненты, свойственные кинодискурсу, показано как пересечение дискурсов генерирует лингвокреативность и изобразительную креативность, создавая гармоничное текстовое пространство на основе синтеза семиотически разнородных единиц, повышая экспрессивность текста визуальной политической коммуникации и способствуя реализации его прагматического потенциала. Новизна исследования связана с уточнением понятий поликодовая креативность и интерсемиозис применительно к статическим текстам визуальной политической коммуникации. Описанная методика может найти свое применение при изучении интердискурсивных свойств других поликодовых текстов, таких, к примеру, как политическая карикатура и мем.

Об авторе

С. Ю. Павлина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Павлина Светлана Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент ВШЭ

Researcher ID AAS-6556-2021 
Scopus Author ID 57223936963

Нижний Новгород



Список литературы

1. Вашик К., Бабурина Н. И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. М.: Прогресс-Традиция. 2004. 422 с.

2. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург. 1996.

3. Иванов С. С. Игра слов и способы ее создания: смысловая и звукосмысловая игра слов // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Лингвистика. 2009. 6 (2): 227–231.

4. Ирисханова О. К. Семиотика плаката в социокогнитивном освещении: лейбористы, капиталисты и углеродные следы // Актуальные проблемы английского языкознания: Сб. науч. статей, посвященный юбилею заведующей кафедрой английского языкознания филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора филологических наук, профессора Ольги Викторовны Александровой. М.: ООО «МАКС Пресс», 2012. С. 313–335.

5. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена. 2009. 476 с.

6. Пеше М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М. 1999. С. 267–268.

7. Сухих Д. А., Горшкова В. Е. Конфликт комического и рационального в кинодиалогах микрометражных фильмов. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022; 20(1):37-48. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-37-48

8. Чернявская В. Е. Интертекст и интердискурс как реализация текстовой открытости // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №1. С. 106–111.

9. Шмелёва Е. С. О понятии каламбура// Вестник МГЛУ. Серия: Языкознание. М.: МГЛУ, «Рема», 2016. 19 (758). С. 110–120.

10. Baldry, A, Thibault P. J. Multimodal transcription and text analysis: a multimedia toolkit and coursebook. London/Oakville: Equinox, 2006.

11. Johansson B., Holtz-Bacha C. From Analogue to Digital Negativity: Attacks and Counterattacks, Satire, and Absurdism on Election Posters Offline and Online // Veneti, A., Jackson, D. and Lilleker, D., eds. Visual Political Communication. Palgrave, 2019. Pp. 99-119. https://doi.org/10.1007/978-3-030-18729-3

12. Gibson, R. K., Römmele, A. Measuring the Professionalization of Political Campaigning//Party Politics. 2009. Vol.15, no. 3. Pp. 265–293. https://doi.org/10.1177/1354068809102245]

13. Lilleker, D. The power of visual political communication: pictorial politics through the lens of communication psychology// Veneti, A., Jackson, D. and Lilleker, D., eds. Visual Political Communication. Palgrave, 2019. Pp. 37-51. https://doi.org/10.1007/978-3-030-18729-3

14. Liu, Y., O’Halloran, K. Intersemiotic Texture: Analyzing cohesive devices between language and images//Social Semiotics. 2009. Vol.19. Pp. 367-388. DOI:10.1080/10350330903361059

15. Nikolskaya, T. E., Pavlina S.Yu. Campaign Posters in American and Russian Electoral Landscapes // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Nizhny Novgorod: European Publisher. 2021. Pp. 761-768. DOI 10.15405/epsbs.2021.02.02.95.

16. Royce, T. Intersemiotic complementarity: a framework for multimodal discourse analysis // New directions in the analysis of multimodal discourse, ed. Terry Royce, and Wendy Bowcher. Mahwah: Lawrence Erlbaum and Associates, 2007. Pp. 63-109.

17. Seidman, S. Posters, propaganda, & persuasion in election campaigns around the world and through history. P. Lang, 2008.

18. Taymour M. P. Anthropocentric signs of linguocreativity in political virtual discourse // Dialoque of Cultures and Civilizations. Proceedings of III International Scientific Conference. MGLU. Moscow. 2022. Pp. 447455.


Рецензия

Для цитирования:


Павлина С.Ю. Катализаторы экспрессивности политического плаката: интердискурсивность и интерсемиозис как основа поликодовой креативности. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023;21(3):31-44. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-31-44

For citation:


Pavlina S.Yu. Making Political Posters Expressive: Interdiscursive and Intrasemiotic Resources of Multimodal Creativity. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2023;21(3):31-44. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-31-44

Просмотров: 205


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)