Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Противопоставление абстрактного конкретному: в поисках нейрокогнитивных обоснований лингвистической дихотомии

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-73-83

Аннотация

В статье представлен подробный обзор исследований зарубежных авторов на предмет изучения нейрофизиологического субстрата абстрактных слов. Анализируются основные различия между абстрактными и конкретными знаниями, и способы их категоризации. Исследуется понятие семантической ассоциации у абстрактных концептов. Семантическая ассоциация, или ассоциированные слова, – это слова, смысл которых не трактуется в терминах синонимии, но которые часто связаны в реальном мире или в контексте. Исследование представлений в памяти, которые поддерживают использование абстрактных знаний в контексте, является существенным отходом от предыдущих традиций, сосредоточенных на лингвистической или иной обработке. В настоящее время уделяется большое внимание изучению более глубокой, контекстуально основанной обработки абстрактных слов, которая имеет центральное значение для понимания человеческого мышления и работы мозга. Обширная программа зарубежных исследований за последние два десятилетия была сосредоточена на роли модальных сенсорных, моторных и аффективных систем мозга в хранении и извлечении знаний. Статья рассматривает работы авторов, которые проводили анализ на основе методов нейровизуализации, экспериментов в свободном воспроизведении, воспроизведении по команде, парно-ассоциированном распознавании, лабораторных исследованиях. В ходе проведения обзора статей были сделаны выводы относительно четких критериев разграничения абстрактных и конкретных понятий

Об авторе

Л. К. Шамина
Институт филологии СО РАН
Россия

Шамина Лилия Константиновна, аспирант второго курса 

Новосибирск



Список литературы

1. Barlow, H. The neuron doctrine in perception. In M. S. Gazzaniga (Ed.), The cognitive neurosciences. Cambridge: MIT Press. 1995, pp. 415–435.

2. Barsalou, L. W. Perceptual symbol systems. Behavioral and Brain Sciences, 22. 1999, pp. 577–660.

3. Bedny, M., and Thompson-Schill, S. L. Neuroanatomically separable effects of imageability and grammatical class during single-word comprehension. Brain, 98. 2006, pp.127–139

4. Binder, J. R. In defense of abstract conceptual representations. Psychonomic Bulletin and Review, 23 (4). 2016, pp. 1096–1108.

5. Binder, J. R., Conant, L. L., Humphries, C. J., Fernandino, L., Simons, S. B., Aguilar, M., Desai, R. H. Toward a brain-based componential semantic representation. Cognitive Neuropsychology, 33 (3-4). 2016, pp. 130–174

6. Binder, J. R., Westbury, C. F., McKiernan, K. A., Possing, E. T., Medler, D. A. Distinct brain systems for processing concrete and abstract concepts. Journal of Cognitive Neuroscience, 17 (6). 2005, pp. 905–917.

7. Bird, H., Howard, D., and Franklin, S. Why is a verb like an inanimate object. Grammatical category and semantic category deficits. Brain, 72. 2000, pp. 246–309.

8. Bird, H., Howard, D., and Franklin, S. Verbs and nouns: the importance of being imageable. Neurolinguistics 16. 2003, pp. 113–149.

9. Borghesani, V., Piazza, M. The neuro-cognitive representations of symbols: the case of concrete words. Neuropsychologia, 105. 2017, pp. 4–17

10. Bucur M., Papagno C. An ALE meta-analytical review of the neural correlates of abstract and concrete words. Center for Mind/Brain Sciences (CIMeC), University of Trento, Italy, 11(1). 2021, pp. 156–167

11. Cousins, K. A. Q., York, C., Bauer, L., Grossman, M. Cognitive and anatomic double dissociation in the representation of concrete and abstract words in semantic variant and behavioral variant frontotemporal degeneration. Neuropsychologia, 84. 2016, pp. 244–251

12. Crepaldi, D., Berlingeri, M., Cattinelli, I., Borghese, N.A., Luzzatti, C., Paulesu, E. Clustering the lexicon in the brain: A meta-analysis of the neurofunctional evidence on noun and verb processing. Frontiers in Human Neuroscience, 26. 2013, pp. 512–524

13. Crutch, S. J., Warrington, E. K. Abstract and concrete concepts have structurally different representational frameworks. Brain, 128 (3). 2005, pp. 615–627.

14. Damasio, A. R. Time-locked multiregional retroactivation: A systems-level proposal for the neural substrates of recall and recognition. Cognition, 33. 1989, pp. 25–62.

15. Gallese, V., & Lakoff, G. The brain’s concepts: The role of the sensory-motor system in conceptual knowledge. Cognitive Neuropsychology, 22. 2005, pp. 455–479.

16. Hauk, O., Johnsrude, I., and Pulvermüller, F. Somatotopic representation of action words in human motor and premotor cortex. Neuron 41. 2004, pp. 301–307.

17. Hoffman, P., Binney, R. J., Lambon Ralph, M. A. Differing contributions of inferior prefrontal and anterior temporal cortex to concrete and abstract conceptual knowledge. Cortex, 63. 2015, pp. 250–266.

18. Kiehl, K. A., Liddle, P. F., Smith, A. M., Mendrek, A., Forster, B. B., Hare, R. D. Neural pathways involved in the processing of concrete and abstract words. Human Brain Mapping, 7 (4). 1999, pp. 225–233.

19. Loiselle, M., Rouleau, I., Nguyen, D. K., Dubeau, F., Macoir, J., Whatmough, C., Lepore, F., Joubert, S. Comprehension of concrete and abstract words in patients with selective anterior temporal lobe resection and in patients with selective amygdalo-hippocampectomy. Neuropsychologia, 50 (5). 2012, pp. 630–639

20. Orena, E. F., Caldiroli, D., Acerbi, F., Barazzetta, I., Papagno, C. Investigating the functional neuroanatomy of concrete and abstract word processing through direct electric stimulation (DES) during awake surgery. Cognitive Neuropsychology, 36 (3-4). 2019, pp. 167–177.

21. Paivio, A. Dual coding theory: Retrospect and current status. Canadian Journal of Psychology, 45. 1991, pp. 255–287

22. Rogers, T. T., Garrard, P., McClelland, J. L., Lambon Ralph, M. A., Bozeat, S., Hodges, J. R., & Patterson, K. Structure and deterioration of semantic memory: A neuropsychological and computational investigation. Psychological Review, 111. 2004, pp. 205–235.

23. Patterson, K., Nestor, P. J., & Rogers, T. T. Where do you know what you know? The representation of semantic knowledge in the human brain. National Review of Neuroscience, 8. 2007, pp. 976– 987.

24. Reilly, J., Peelle, J. E., Garcia, A., Crutch, S. J. Linking somatic and symbolic representation in semantic memory: the dynamic multilevel reactivation framework. Psychonomic Bulletin and Review, 23. 2016, pp.1002–14

25. Shebani, Z., and Pulvermüller, F. Moving the hands and feet specifically impairs working memory for armand leg-related action words. Cortex 49. 2013, pp. 222–231.

26. Schwartz, M. F., Kimberg, D. Y., Walker, G. M., Brecher, A., Faseyitan, O. K., Dell, G. S., Mirman, D., Coslett, H. B. Neuroanatomical dissociation for taxonomic and thematic knowledge in the human brain. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 108 (20). 2011, pp. 8520–8524

27. Tyler, L. K., Moss, H. E., Jennings, F. Abstract word deficits in aphasia: Evidence from semantic priming. Neuropsychology, 9 (3). 1995, pp. 354–363.

28. Vigliocco, G., Kousta, S.-T., Della Rosa, P. A., Vinson, D. P., Tettamanti, M., Devlin, J. T., & Cappa, S. F. The neural representation of abstract words: The role of emotion. Cerebral Cortex, 24. 2014, pp. 1767– 1777.

29. Wang, J., Conder, J. A., Blitzer, D. N., & Shinkareva, S. V. Neural representation of abstract and concrete concepts: A meta-analysis of neuroimaging studies. Human Brain Mapping, 31, 2010, pp. 1459–1468.

30. Wilson-Mendenhall, C. D., Simmons, W. K., Martin, A., Barsalou, L. W. Contextual processing of abstract concepts reveals neural representations of nonlinguistic semantic content. Journal of Cognitive Neuroscience, 25 (6). 2013, pp. 920–935.


Рецензия

Для цитирования:


Шамина Л.К. Противопоставление абстрактного конкретному: в поисках нейрокогнитивных обоснований лингвистической дихотомии. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023;21(3):73-83. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-73-83

For citation:


Shamina L.K. Abstract vs Concrete: In Search for Neurocognitive Justification of the Linguistic Dichotomy. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2023;21(3):73-83. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-73-83

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)