Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Типологический анализ коммуникативной демонстративности

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-1-17-26

Аннотация

Наступление цифрового общества привело к смене многих способов взаимодействия. Общение людей стало более демонстративным, поскольку технологии позволяют им легко и мгновенно представлять себя и свою жизнь перед широкой аудиторией. Информационная эпоха стимулирует людей к демонстрации своей индивидуальности и самовыражению, поскольку социальные медиа стали площадкой для выражения личных убеждений, интересов, создания и поддержания привлекательного образа. Статья посвящена изучению демонстративной тональности общения. Научная новизна исследования состоит в том, что феномен коммуникативной демонстративности изучается впервые. Цель исследования заключается в выявлении и описании основных типов демонстративной тональности в коммуникации. Методы исследования составляют междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. Материалом для анализа стали высказывания участников телевизионных интервью 2012–2023 гг. Исследование показывает, что на современном этапе в цифровую эпоху коммуникативная демонстративность является повсеместной нормой интеракции и используется в качестве механизма самопрезентации и самоидентификации. Демонстративность дефинируется как структурно-образующая коммуникативная категория спектрального типа – тональность, которая определяет процесс речевого общения и выполняет функцию самоманифестации и средства эмоционального воздействия на реципиента. Подчеркивается, что демонстративность проявляется в разнообразных обстоятельствах общения в рамках социально коммуникативных сфер: официальных, неофициальных, административно или законодательно регулируемых, нерегулируемых и доминантных, вызывая позитивный или негативный ответ адресата. В результате проведенного исследования устанавливается, что демонстративная коммуникативная тональность актуализируется на всех языковых уровнях и реализуется в продуктах речи с помощью применения разнообразных языковых и неязыковых средств. Предлагается основа построения типологии демонстративности, которую составляют такие критерии, как способ представления реципиенту и адресатная реакция. На основании коммуникативного подхода определяются четыре ведущих типа коммуникативной демонстративности: явная, скрытая, положительная и отрицательная. Полученные результаты могут быть использованы в курсе семиотики и психолингвистики.

Об авторе

И. А. Тисленкова
Волгоградский государственный технический университет
Россия

Тисленкова Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Волгоград



Список литературы

1. Изард К. Э. Психология эмоций. М.: Питер, 2006. 460 с.

2. Карасик В. И. Коммуникативная тональность: типы и способы выражения // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2017. №. 2 (18). С. 75–89.

3. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Тенденции развития современного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 14–31.

4. Кириллова Н. Б., Зубанова Л. Б., Синецкий С. Б. и др. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / Отв. ред. Н. Б. Кириллова. Екатеринбург: Уральское отделение НОКО, 2019. 290 с.

5. Корнеева А. В. Коммуникативное поведение и коммуникативное сознание как механизмы межкультурного взаимодействия // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 15(4). С. 78–86.

6. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Гнозис, 2011. 515 с.

7. Синельникова Л. Н. Признаки дискурсивной матрицы гуманитарного пространства нового века // Политическая лингвистика. 2009. № 29. С 56–68.

8. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи: Монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. 170 с.

9. Тисленкова И. А. Языковые средства актуализации высокого уровня профессионализма говорящего в нарративном интервью (на материале английского языка) // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2021. № 8(161). С. 146–152.

10. Тисленкова И. А. Теоретические основы идентификации уровня профессионализма говорящего по речевым характеристикам в кадровом интервью // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2022. № 8(3). С. 148–159.

11. Фрейдина Е. Л. Тональность речевого общения и ее просодические маркеры // Преподаватель ХХI века. 2015. Т. 2, №. 1. С. 282–289.

12. Audrezet A., De Kerviler G., Moulard J.G. Authenticity under threat: When social media influencers need to go beyond self-presentation // Journal of business research. 2020. Vol. 117. P. 557–569.

13. Beer J. S., Brandler S. Why don’t we know more about the minds of authentic people? // Social and Personality Psychology Compass. 2021. Vol. 15, iss. 1.

14. Choi Y. H., Bazarova N. N. Self‐Disclosure and Self‐Presentation // The International Encyclopedia of Media Psychology. 2020. P. 1–5.

15. Funder D. C., Ozer D. J. Evaluating effect size in psychological research: Sense and nonsense // Advances in Methods and Practices in Psychological Science. 2019. Vol. 2, iss. 2. P. 156–168.

16. Halliday M.A. K. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Edward Arnold, 1978. 256 p.

17. Hart W., Cease Ch. K., Lambert J. T., Garrison K. Designing one’s authentic identity: Selfproclaimed authentic people report self-presentation agendas to seem authentic to audiences // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 201. P. 111941.

18. Nichols A. L., Carducci B. J., Nave C. S., Riggio R. E. Self‐Presentation Theory/Impression Management // The Wiley encyclopedia of personality and individual differences: Models and theories. 2020. Pp. 397–400.

19. Plutchik R. The emotions. Lanham. New York. London: University Press of America, 1991. 216 p.

20. Smith T. W. The Book of Human Emotions: From Ambiguphobia to Umpty –154 Words from Around the World for How We Feel. London: Little, Brown Spark, 2016. 336 p.


Рецензия

Для цитирования:


Тисленкова И.А. Типологический анализ коммуникативной демонстративности. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;22(1):17-26. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-1-17-26

For citation:


Tislenkova I.A. Typological Analysis of Demonstrative Tonality. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2024;22(1):17-26. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-1-17-26

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)