Когезия в кинодискурсе
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-30-41
Аннотация
Целью настоящей статьи является обзор существующих научных подходов к когезии в кинодискурсе, а именно таких его составляющих, как кинотекст, кинозаголовок, слоган, синопсис, рекламный плакат и рекламный ролик к кинофильму.
В силу значимого положения, занимаемого кинематографом в современной культуре, изучение текстовых свойств кинофильма и сопутствующих ему текстовых форм является одной из наиболее актуальных исследовательских проблем. В центре внимания исследования находится история изучения категории когезии в вербальных текстах, когезивные средства поликодовых текстов и особенности реализации когезии в кинодискурсе и его составляющих. Обзор существующей научной литературы демонстрирует, что когезия рассматривается исследователями как категория, обеспечивающая формальное единство текста и способствующая успешной коммуникации. К способам реализации когезии относится широкий спектр лексико-грамматических явлений, дополняемый изобразительными и монтажными средствами в поликодовых и аудиовизуальных текстах. Анализ современных работ, посвященных когезии в кинодискурсе, позволяет утверждать, что дальнейшее развитие данного направления требует уточнения методологических оснований анализа, а также включения в сферу исследований таких составляющих кинодискурса, как заголовок, слоган, синопсис и кинопостер.
Об авторе
О. Д. ПрасоловаРоссия
Ольга Дмитриевна Прасолова, аспирант
кафедра теории и практики английского языка и перевода
Нижний Новгород
Список литературы
1. Анисимов В. Е. Кинозаголовок, синопсис и слоган кинофильма как функционально-прагматические единицы кинотекста (на материале современного французского кинодискурса) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 1. С. 240–245. DOI 10.30853/filnauki.2020.1.48
2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) : Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. М.: Академия, 2003. 128 с.
3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
4. Ирисханова О. К. Полимодальный дискурс как объект исследования // Полимодальные измерения дискурса. М.: ЯСК, 2021. С. 15–32.
5. Некрасова Е. Д. К вопросу о восприятии полимодальных текстов. // Вестник Томского гос. ун-та. 2014. № 378. С. 45–48.
6. Самкова М. А. Кинотекст и кинодискурс: к проблеме разграничения понятий. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 1 (8). С. 135–137.
7. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). М.: Водолей Publishers, 2014. 153 с.
8. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность : Учеб. пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 с.
9. Bateman J. A., Thiele L., Akin H. Explanation videos unravelled: Breaking the waves. // Journal of Pragmatics. 2021. Vol. 175. P. 112–128.
10. Bublitz W. Cohesion and coherence // Discursive Pragmatics. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2011. P. 37–49.
11. Carrell P. L. Cohesion Is Not Coherence // TESOL Quarterly. 1982. Vol. 16, No. 4. P. 479–488.
12. Chen Y., Gao X. Interpretation of the Representational Meaning of Movie Posters from the Perspective of Multimodal Discourse Analysis // Proceedings of the International Conference on Education, Language, Art and Intercultural Communication. 2014. Vol. 3. P. 346–350.
13. De Beaugrande R., Dressler W. Introduction to Text Linguistics. London: Longman, 1981. 286 p.
14. Genette G. Paratexts: Thresholds of Interpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 427 p.
15. Halliday M. A. K., Hasan R. Cohesion in English. London: Longman, 1976. 383 p.
16. Hoffmann Ch. R. Cut to the chase: How multimodal cohesion secures narrative orientation in film trailers // Discourse, Context & Media. 2021. Vol. 44. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2211695821000751 (дата обращения 20. 09. 2023)
17. Janney R. W. Film discourse cohesion // Narrative Revisited. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2010. P. 245–265.
18. Jensen Ch. S. Reduced Narration, Intensified Emotion: The Film Trailer // Projections. 2014. Vol. 8 (1). P. 105–125.
19. Jewitt C., Bezemer J., O’Halloran K. Introducing Multimodality. London, New York: Routledge, 2016. 219 p.
20. Kress G., Van Leeuwen T. Reading images: The grammar of visual design. New York: Routledge, 2006. 291 p.
21. Liu Y., O’Halloran K. L. Intersemiotic Texture: analyzing cohesive devices between language and images // Social Semiotics. 2009. Vol. 19, iss. 4. P. 367–388.
22. Mahlknecht J. Three words to tell a story: the movie poster tagline // Word & Image. 2015. Vol. 31. P. 414–424.
23. Morgan J. L., Sellner, M. B. Discourse and Linguistic Theory // Theoretical Issues in Reading Comprehension. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1980 P. 165–200.
24. Royce T. D. In tersemiotic Complementarity: A Framework for Multimodal Discourse Analysis // New Directions in the Analysis of Multimodal Discourse. New Jersey: Lawrence Erlbaum, 2007. P. 63–109.
25. Schubert Ch., Sanchez-Stockhammer Ch. Introducing cohesion in multimodal discourse // Discourse, Context & Media. 2021. Vol. 45. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S221169582100101X (дата обращения: 20. 09. 2023)
26. Schubert Ch. Multimodal cohesion in persuasive discourse: A case study of televised campaign advertisements in the 2020 US presidential election // Discourse, Context & Media. 2021. Vol. 43. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2211695821000738 (дата обращения: 20. 09. 2023).
27. Stöckl H., Pflaeging J. Multimodal Coherence Revisited: Notes on the Move From Theory to Data in Annotating Print Advertisements // Frontiers in Communication. 2022. Vol. 7. P. 1–17.
28. Tanskanen S.-K. Fragmented but coherent: Lexical cohesion on a YouTube channel // Discourse, Context & Media. 2021. Vol. 44. URL: https://researchportal.helsinki.fi/en/publications/fragmented-but-coherent-lexical-cohesion-on-a-youtube-channel (дата обращения: 20. 09. 2023).
29. Tseng Ch.-I., Laubrock J., Bateman J. A., The impact of multimodal cohesion on attention and interpretation in film // Discourse, Context & Media. 2021: Vol. 44. 100544. doi: 10.1016/j.dcm.2021.100544
30. Tseng Ch.-I. Cohesion in Film. London: Palgrave Macmillan, 2013. 173 p.
31. Van Leeuwen, T. Introducing Social Semiotics. London, New York: Routledge, 2005. 301 p.
32. Wildfeuer J., Pollaroli Ch. Seeing the untold: Multimodal argumentation in movie trailers // Multimodal argumentation and rhetoric in media genres. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2017. P. 189–215.
Рецензия
Для цитирования:
Прасолова О.Д. Когезия в кинодискурсе. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;22(2):30-41. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-30-41
For citation:
Prasolova O.D. Cohesion in Film Discourse. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2024;22(2):30-41. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-30-41