Отражение представлений об устройстве мира в олонхо «Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта»
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-42-53
Аннотация
В статье рассматривается возможность трансформации мифологизированных языковых единиц семиотической системы, отраженной в тексте олонхо П. П. Ядрихинского-Бэдьээлэ «Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта». Данное олонхо сохранило в себе многие утерянные фрагменты культуры народа саха. Выявлены вербальные и невербальные символы, отражающие традиционную картину мира. Установлено, что акциональный код олонхо разворачивается вокруг основного сакрального действия – поклонения божествам айыы. При этом особое место занимают последовательные действия при совершении родильного обряда, связанные с почитанием покровительницы родов – богини Айыысыт. Даются четкие пространственно-структурные локусы якутского пантеона божеств. Магическое почитание природы представлено зооморфными архетипными символами. Ландшафты Верхнего, Срединного и Нижнего мира представляют структурирующий звуковой код в олонхо. Поведение в срединном мире регламентируется следующими ключевыми понятиями: верхнее/нижнее, правое/левое, западное/восточное, благородное/неблагородное, мужское/женское, жизнь/смерть. Темпоритм олонхо задается эпическим хронотопом «сжатого» и социального времени. Строго придерживаются коллективные предпочтения цветообозначений, числовая символика.
Об авторе
А. А. КузьминаРоссия
Ангелина Афанасьевна Кузьмина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Якутск
Список литературы
1. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале ХХ в. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1975. 197 с.
2. Большой толковый словарь якутского языка : в 15 т. Новосибирск: Наука, 2006. Т. 3 (Буквы Г–И). 842 с.
3. Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. Новосибирск: Наука, 2009. 143 с.
4. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племен. М.: Наука, 1990. 208 с.
5. Захарова А. Е. Архаическая и ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо). Новосибирск, 2004. 312 с.
6. Ионов В. М. Материалы по верованиям якутов. Ч. 1–2 // Архив ИВР РАН. Ф. 22. Оп. 1. Ед. Хр. 31. Л. 330.
7. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 484 с.
8. Маслова В. А. Лингвокультурология как наука о наиболее культуроносных языковых сущностях // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ, 2014. Вып. 16. С. 79.
9. Народ саха от века к веку. Новосибирск: Наука, 2003. 325 с.
10. Павловский А. П. Несколько слов о демонологии якутов // Известия СОИРГО. 1870. Т. 1, вып. 3. С. 69–72.
11. Петров В. Т. Взаимодействие традиций в литературах в младописьменных литературах. Национальный фольклор и русская литература. Новосибирск: Наука, 1987. 236 с.
12. Романова Е. Н. Мифология и ритуал в якутской традиции : Дис. ... д-ра ист. наук. М., 1999. 388 с.
13. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. СПб., 1896. 720 с.
14. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. Якутск: Бичик, 2008. 400 с.
15. Ядрихинский П. П. Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта: олонхо. Якутск : Сайдам. 2011. 445 с.
16. EDAL – Starostin S. A., Dybo A. V., Mudrak O. A. Etymological Dictionary of the Altaic Languages. Leiden, 2003. 1556 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кузьмина А.А. Отражение представлений об устройстве мира в олонхо «Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта». Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;22(2):42-53. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-42-53
For citation:
Kuzmina A.A. Reflection of Ideas about the World View in Olonkho “The girl bogatyr Dzhyrybina Dzhyrylyatta”. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2024;22(2):42-53. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-42-53