Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Лексический повтор как ресурс речевого воздействия в дискурсе испанского монарха Филиппа VI

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-3-60-72

Аннотация

Задачи повторов разного уровня в публичном политическом дискурсе – связывать текст в единое целое, упрощать его понимание и служить средством расширения смыслового, эмоционального и интонационного пространства сообщения. В настоящей статье лексические повторы рассматриваются как одно из наиболее эффективных средств убеждения в публичном дискурсе испанского монарха Филиппа VI, а также приводится их классификация с точки зрения семантики повторяющихся элементов, синтаксического макроконтекста и прагматического контекста. В ходе исследования было выявлено, что данное средство языковой выразительности находится в прямой зависимости от сложившегося исторического и современного социально-политического контекста и служит инструментом реализации стратегий и тактик речевого воздействия прежде всего в публичных речах внутренней адресации, в которых активно продвигаются идеи и мнения с помощью эмоционального и оценочного сопровождения. При этом повторы выполняют суггестивную (убеждение), коммуникативную (структурирование информации) и экспрессивную (интенсификация эмоциональной поддержки) функции. В текущем социально-политическом контексте (с 2017 г. по настоящее время) обозначилась тенденция к более частотному употреблению лексем-эмотивов негативной коннотации в рамках стратегии формирования эмоционального настроя адресата, что связано с необходимостью демонстрации участия монарха в жизни общества в остро кризисные периоды в целях понижения градуса эмоциональной напряженности (в рамках тактики обращения к эмоциям адресата). Наряду с ними особое значение приобретают тавтологические повторы (а) идеологем, отражающих государственное устройство, (б) идеологем интегративной семантики, а также (в) местоимений интегративной семантики (todos, nuestro, nosotros), что обусловлено необходимостью продвижения идеи единства нации и неделимости государства.

Об авторе

И. В. Селиванова
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Селиванова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков 

Москва



Список литературы

1. Афанасенко Е. В. Семантический повтор в политическом дискурсе (на материале русского и английского языков): Дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2006. 265 с.

2. Багана Ж., Бочарова Э. А. Языковые средства персуазивно коммуникации в предвыборном политическом дискурсе (на материале предвыборных кампани в России и США 2007– 2008 гг.) // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика, 2009. № 2. С. 5–10.

3. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.

4. Лосева Л. М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. 98 с.

5. Матвеева Е. А. Лексический повтор в рекламном тексте: особенности использования, стилистические возможности // Омск. науч. вестник. Серия: Филологические науки, 2013. № 3 (119). С. 144–146.

6. Никашина Н. В., Попова А. О. Типология повторов в выступлениях Маргарет Тэтчер // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 2015. № 4. С. 202–207.

7. Раевская М. М., Селиванова И. В. Рождественские речи испанских монархов как ритуальный жанр институционального дискурса в сопоставительном аспекте // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2020. Т. 18. № 1. С. 57–70.

8. Раевская М. М., Селиванова И. В. Метафорическое моделирование действительности в публичном дискурсе испанского монарха Филиппа VI // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2023. Т. 21. № 1. С. 131–144.

9. Селиванова И. В. Идеологемы как ресурс речевого воздествия в публичном дискурсе испанско монархии // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2022. Т. 20. № 3. С. 51–63.

10. Селиванова И. В. Коммуникативные стратегии в публичных выступлениях испанского монарха Филиппа VI перед международным сообществом // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2020. Т. 18. № 4. С. 122–132.

11. Симонян А. А. Лексический повтор в свете теории политического дискурса // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки, 2005. № S7. С. 104–111.

12. Уланова К. Л. Значение повтора как речевой формы категории тождества в ораторской речи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 10-2. С. 221– 223.

13. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. М.: URSS, 2019. 206 с.

14. García-Ramos A. Los mensajes navideños de la monarquía española en el siglo XXI: ¿un reflejo de los principales problemas del país? SOCIOLOGIADOS. Revista de Investigación Social, 2016, no. 2, p. 15–50. (in Span.)

15. Ventero Velasco M. Los mensajes de Navidad del Rey. Madrid, La Ley, 2010, 440 p. (in Span.)


Рецензия

Для цитирования:


Селиванова И.В. Лексический повтор как ресурс речевого воздействия в дискурсе испанского монарха Филиппа VI. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;22(3):60-72. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-3-60-72

For citation:


Selivanova I.V. Lexical Repetition as a Resource for Speech Impact in the Discourse of the Spanish Monarch. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2024;22(3):60-72. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-3-60-72

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)