Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Языковая репрезентация мифотворчества как способа художественной когниции (на материале лирики британского постмодерна)

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-4-35-48

Аннотация

Статья посвящена проблеме мифотворчества в литературе постмодерна. Явление новой мифологии рассматривается как философский и литературный феномен, а также анализируется с точки зрения когнитивной лингвистики. Цель исследования состоит в выявлении языковых способов репрезентации мифотворчества как инновационной когнитивной практики поэтов британского постмодерна. Современное мифотворчество представляет собой сложный философский феномен. Новая мифология становится источником псевдореальности и при этом постоянно отсылает к другим мифам и образам, переосмысляя их. Миф превращается в систему нарративов и принадлежит исключительно пространству языка. С точки зрения лингвистики, миф – это сложный языковой знак, регулирующий жизнь человека на бессознательном уровне и связывающий друг с другом культуру и язык. Современное мифотворчество эпохи постмодерна становится способом художественной когниции, создавая новые смыслы путем сопоставления различных мифологических систем. Данная когнитивная практика является неотъемлемой частью новой реальности, которую отличают хаотичность, интерактивность, сингулярность и непредсказуемость. Писатели эпохи постмодерна чаще всего обращаются к космогонической мифологии, создавая собственные уникальные мифологические системы, сконструированные из элементов уже существующих мифов. При этом мифология постмодерна репрезентируется уникальным языком. Исследование лирики британских поэтов показало, что языковые способы выражения мифа очень разнообразны и отличаются друг от друга у различных писателей. Помимо этого, разные британские поэты берут в качестве основы своей собственной мифологии мифы различных культур, обращаясь к древнегреческой, кельтской, индийской и др. эсхатологиям. Посредством лингвистического анализа художественного текста, интерпретационного, грамматического, фонетического и контекстуального типов анализа выявляются языковые способы выражения современного мифа. Среди них определены историческая, культурная, географическая, мифологическая, сказочная аллюзия; интертекстуальная метафора; аллюзийный поток; стилизация, представленная фонетической, лексической и синтаксической имитацией интертекста; олицетворение природных стихий, опровержение мифа, взаимодействие с читателем. Установлено, что обозначенные языковые средства взаимодействуют в рамках лирических текстов, создавая новую авторскую мифологию, открывающую уникальные художественные смыслы.

Об авторе

С. И. Линниченко
Самарский государственный технический университет
Россия

Линниченко Светлана Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков 

Самара 



Список литературы

1. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. 351 с.

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Постум, 2015. 240 с.

3. Болдырев Н. Н. Оценочная концептуализация как фактор развития языковой картины мира // Александровский сборник: Сб. научн. ст. к юбилею доктора филологических наук, профессора О. В. Александровой. М.: Наука. 2022. С. 46–57. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50072214_46691262.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

4. Глухенькая Л. Н. Поливалентная поэтика постмодернизма в поэзии К. Э. Даффи // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: Материалы V Междунар. научн. конгресса. Симферополь: Изд-во типографии «Ариал». 2021. C. 115–120. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47135123_50945718.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

5. Кравченко А. К. Миф и языковая картина мира // Проблемы билингвизма в поликультурном пространстве: Материалы I Междунар. научн.-практ. конф. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ. 2006. С. 90–92.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Академический проспект, 2008. 555 с.

7. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 322–332.

8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с. Нанси Ж. Л. Прерванный миф // Непроизводимое сообщество. М.: Водолей, 2009. С. 113–116.

9. Попова Н. С. Когнитивные метафоры времени как результат взаимодействия мыслительных и языковых структур // Когнитивные исследования языка. 2020. № 3 (42). С. 229–233. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44231571 (дата обращения: 10.03.2024).

10. Семейн Л. Ю. Орнитологическая символика в англо-шотландской балладе: когнитивный аспект // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. 2011. С. 25–29. URL: https://emirsaba.org/elektronnijnauchnij-jurnal-vestnik-omskogo-gosudarstvennogo-p.html (дата обращения: 10.03.2024).

11. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП: СТ «ППП», 1996. 235 c.

12. Bouloumie A. Michel Tournier: Le roman mythologique suivi de Questions a Michel Tournier. P.: Libr. Corti, 1988. 278 p.

13. Brooker P. Modernism/Postmodernism. London: Routledge, 1992. 280 p.

14. Campbell J. The Hero with Thousand Faces. Novato: Joseph Campbell Foundation; New World Library, 2008. 383 p.

15. Clark J., Houston S. Craft Specialization, Gender, and Personhood Among the Post-Conquest Maya of Yucatan, Mexico // Craft and Social Identity / Washington: C. Costin, R.Wright (eds.). 1998. P. 31–46.

16. Kennedy D. Women’s Experimental Poetry in Britain 1970–2010: Body, Time and Locale. Liverpool: Liverpool Univ. Press, 2013. 192 p.

17. Laurence S., Margolis E. Concepts and Cognitive Science. URL: https://www.cs.nyu.edu/courses/fall07/G22.3033-006/CCS.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

18. Olsan Lea T., Jones Peter Murray. Charms and Amulets for Conception and Childbirth // Proceedings of the Conference of the International Society for Folk Narrative Research’s (ISFNR). 2011. P. 110–115. URL: https://yandex.ru/search/?text=Олсан+Л.Т.,+Джонс+П.М.+Заговорные+тексты+в+структурном+и+сравнительном+освещении&search_source=dzen_desktop_safe&src=suggest_B&lr=51 (дата обращения: 10.03.2024).

19. Redmond Michael J. Shakespeare, politics, and Italy: intertextuality on the Jacobean stage. Burlington: Farnham : Ashgate, 2009. 242 p.

20. Smith B. Beyond Concepts: Ontology as Reality Representation. Beyond Concepts: Ontology as Reality Representation. URL: http://ontology.buffalo.edu/bfo/BeyondConcepts.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

21. Talmy L. Towards a Cognitive Semantics. Typology and Process in Concept Structuring. Cambridge: The MIT Press, 2000. 495 p.

22. W. Welsch. Unsere postmoderne Moderne. Berlin: Akademie Verlag, 2008. 346 S.


Рецензия

Для цитирования:


Линниченко С.И. Языковая репрезентация мифотворчества как способа художественной когниции (на материале лирики британского постмодерна). Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;22(4):35-48. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-4-35-48

For citation:


Linnichenko S.I. Language Representation of Myth-making as a Method of Artistic Cognition (Based on the British Postmodern Poetry). NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2024;22(4):35-48. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-4-35-48

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)