Концепт «здоровье» в языковом сознании подростков 13–16 лет с врожденным пороком сердца и их сверстников без данного заболевания в анамнезе
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-2-120-129
Аннотация
В работе впервые проведено сопоставление данных о концептуализации понятия здоровья в языковом сознании подростков 13–16 лет с врожденным пороком сердца (ВПС) и их сверстников без данного заболевания в анамнезе. Объект – ассоциативное поле концепта «здоровье», сформированное на основе данных направленного ассоциативного эксперимента на слово-стимул здоровье. Цель – выявить наличие/отсутствие зависимости когнитивных признаков концепта «здоровье» в языковом сознании подростков с особенностями здоровья и их здоровых сверстников. В генеральную совокупность вошли 167 ассоциатов, сформированных по данным психолингвистического эксперимента с 56 подростками, прооперированными по поводу ВПС через год после хирургического вмешательства, и 135 реакций от их 56 здоровых сверстников. По итогу анализа генеральной совокупности ассоциатов было сформировано ассоциативное поле концепта «здоровье». Результаты ассоциативного эксперимента в обеих группах подростков показали, что в ядре концепта находятся признаки, связанные с лечением и здоровым образом жизни или спортом, однако у детей с ВПС реакции, связанные с лечением, а также организмом и его функционированием были более многочисленны, чем в группе сравнения. У условно здоровых подростков тематическая классификация оказалась более разветвленной, как и лексическое многообразие. Ценностный компонент здоровья у подростков с ВПС ассоциируется с жизнью, а у их условно здоровых сверстников – со счастьем. Отсутствие глаголов среди реакций может указывать на невозможность влиять на собственное здоровье, несмотря на многочисленные реакции, связанные со спортом и здоровым образом жизни. Можно сделать вывод, что для подростков с ВПС здоровье – условие выживания, которое в большей степени зависит от врачей, чем от них самих, и существует в дихотомии с болезнью.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. КаменеваРоссия
Каменева Вероника Александровна, доктор филологических наук, профессор
Кемерово
Н. В. Рабкина
Россия
Рабкина Надежда Владимировна, кандидат филологических наук
Кемерово
С. B. Коломиец
Россия
Коломиец Светлана Вячеславовна, кандидат филологических наук
Кемерово
Список литературы
1. Александров О. А., Андреева О. А. Универсальные концепты в когнитивной системе человека // Филологические науки. Вопросы теории и практики 2010. № 3. C. 26–29.
2. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская речь. Вып. II / под. ред. Л. В. Щербы. Л.: Academia, 1928. С. 28–44.
3. Байдак А. В. Экспериментальные методы исследования концептов «жизнь» и «смерть» // Известия Томского политехн. ун-та. 2010. Т. 316. № 6. С. 228–232.
4. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. 236 с.
5. Грошев И. В. Особенности восприятия, осознания и формирования внутренней картины болезни у девочек и мальчиков // Социология медицины. 2016. Т. 15. № 2. С. 91–97. DOI: 10.18821/1728-2810-2016-15-2-91-97
6. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 1999. 382 с.
7. Захарова Т. В., Щербина В. Е. К вопросу о методике лингвокогнитивных исследований // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 9. С. 222–230.
8. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М.: Медицина, 1988. 248 с.
9. Каменева В. А., Рабкина Н. В., Румянцева А. А. Сравнительный анализ средств лексической когезии устных текстов, созданных подростками с ВПС после оперативного вмешательства и их условно здоровыми сверстниками // Вестник Кемеров. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. Т. 8. № 1. С. 33–40. DOI: 10.21603/2542-1840-20248-1-33-40
10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
11. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Предисловие // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. I. С. 4–6.
12. Ковалева С. В. Специфика представления концептуальной зоны «здоровье» в текстах народных заговоров // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 7. DOI: 10.18454/RULB.2023.43.15
13. Маркелова Т. В., Новикова М. Л. Концептосфера «здоровье – болезнь»: культурный код // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. Т. 12. № 3. С. 848–847. DOI: 10.22363/2313-2299-2021-12-3-848-874
14. Пенягина Е. Б. Содержание и структура концептов «Аптека», «Деньги», «Здоровье»: лингвокогнитивный анализ: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Пермь, 2022. 22 с.
15. Петкау А. Ю. Концепт здоровье в восприятии школьников младшего возраста: экспериментальные данные // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2016. № 14. С. 247–255.
16. Петкау А. Ю. Концепт здоровье в постсоветской социальной рекламе // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2015. № 1. С. 116–126.
17. Петкау А. Ю. Концепт здоровье в сознании молодых носителей русского языка: экспликативный эксперимент // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 4. С. 20–24.
18. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001.191 с.
19. Руслякова Е. Е. Отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN315.pdf (дата обращения: 24.04.2024).
20. Рыжкина А. А. О методах анализа концепта // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2014. № 11. С. 117–120.
21. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.
22. Смирнова О. М. К вопросу о методологии описания концептов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 3. С. 247–253.
23. Стернин И. А. Психолингвистика и концептология // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. С. 33–40.
24. Туркина В. Г., Вербина О. В. Концепт «здоровье» в философско-культурологической рефлексии // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 4. С. 23–44.
25. Хашхаян М. А., Скнар Г. Д. Концепт «Здоровье» и «Health» в паремиях русской и английской лингвокультур // Лингвистические и психологические особенности преподавания иностранных языков: сб. материалов межвузовской научно-метод. конф. Ростов н/Д, 2018. С. 197–203.
26. Salnikova, V. V., Kudisova, E. A. Associative field of the HEALTH concept in the language consciousness of students during the pandemic. Theory & Practice, 2022. Vol. 15. No. 6. Pp. 1872– 1876.
Рецензия
Для цитирования:
Каменева В.А., Рабкина Н.В., Коломиец С.B. Концепт «здоровье» в языковом сознании подростков 13–16 лет с врожденным пороком сердца и их сверстников без данного заболевания в анамнезе. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025;23(2):120-129. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-2-120-129
For citation:
Kameneva V.A., Rabkina N.V., Kolomiets S.V. Concept of Health in Linguistic Consciousness of Teenagers 13–16 years old with Congenital Heart Disease and Their Conventionally Healthy Peers. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2025;23(2):120-129. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-2-120-129