Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Лексический минимум по языку специальности: сколько слов достаточно? Разработка принципов минимизации

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2019-17-4-63-77

Аннотация

Статья содержит исследование методологии составления лексических минимумов (далее - ЛМ) по русскому языку общего владения (Государственный стандарт, Система лексических минимумов В. В. Морковкина и Частотный словарь русского языка для иностранцев, созданный С. А. Шаровым в рамках проекта KELLY), а также анализ специальных лексических минимумов по медицине, робототехнике, ядерной энергетике, математике. Рассмотрены и систематизированы общеметодический, лингвостатистический и корпусно-ориентированный подходы к созданию ЛМ. Статья также описывает процесс и результаты создания собственного корпуса учебников по политологии и частотного списка на основе использования указанных методов. Выявлено, что ключевое место в разработке лексического минимума занимает сам процесс минимизации списка, т. е. принципы, на основании которых определяется длина лексического перечня, а также критерии включения или исключения лексической единицы из финального перечня. Показано, что при корпусно-ориентированном подходе к составлению лексического минимума по отдельной дисциплине ключевую роль играют не только абсолютные и относительные частоты, но и покрываемость - индекс, показывающий, сколько процентов текста составляют все употребления каждой лексической единицы. При составлении лексического минимума по политологии показатель покрытия выявил, что 8 237 самых частотных лексем образуют 98 % токенов всего корпуса. Анализ финального перечня с точки зрения лингводидактики показал, что для понимания 50 % корпуса учебно-профессиональных текстов по дисциплине необходимо знание 1 000 самых частотных знаменательных слов, а оптимальным количеством является интервал в 3 500-4 500 слов частотного списка, после освоения которых рост показателя покрытия замедляется, а понимание обеспечивается в большой степени средствами связности, логической структурой и стратегиями коммуникативного развертывания текста. Результаты показывают, что сочетание трех основных методов создания лексических минимумов позволяет получить методически обоснованное представление о требованиях к словарному запасу студентов, изучающих русский язык в учебно-профессиональных целях.

Об авторах

Е. А. Власова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Е. Л. Карпова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


М. Ю. Ольшевская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Власова Е.А., Карпова Е.Л., Ольшевская М.Ю. Лексический минимум по языку специальности: сколько слов достаточно? Разработка принципов минимизации. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019;17(4):63-77. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2019-17-4-63-77

For citation:


Vlasova E.A., Karpova E.L., Olshevskaya M.Yu. Vocabulary: How Many Words Are Enough? Principles of Minimizing Learners’ Vocabulary. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2019;17(4):63-77. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2019-17-4-63-77

Просмотров: 224


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)