Аннотация
Выявляются и описываются на конкретном языковом материале системно-функциональные взаимосвязи между глагольными грамматическими категориями числа и рода, с одной стороны, и другими грамматическими категориями глагола, с другой стороны. Изучение грамматических категорий в их системно-функциональных взаимосвязях особенно актуально для глагола, в котором взаимосвязи грамматических категорий представлены в концентрированном виде. Представляется актуальным выявление и описание взаимосвязей не только между близкими друг к другу категориями, но и между категориями, достаточно отдаленными друг от друга. В процессе работы использованы методы наблюдения, описания, функционально-семантического анализа. Проведенное исследование позволило выявить и описать функциональные и парадигматические взаимосвязи и взаимодействия между грамматическими категориями числа и рода с другими грамматическими категориями глагола. Определены опосредованные взаимосвязи, существующие между некоторыми глагольными категориями, а также категории, абсолютно исключающие друг друга. Установлено, что частные грамматические значения, расширительные, переносные типы употребления возникают при взаимодействии совместимых категорий и граммем, а также за счет взаимодействия грамматической формы с контекстом. Между грамматическими категориями существуют разнообразные парадигматические отношения: одни из них тесно связаны друг с другом, другие - гораздо меньше, третьи вообще не могут сосуществовать друг с другом. Парадигматические ограничения могут быть преодолены в процессе функционирования глагольных форм за счет других языковых средств. Выявлены и описаны разнообразные случаи преодоления парадигматических ограничений. В процессе функционального взаимодействия глагольных грамматических категорий, грамматической и лексической семантики, глагольной формы и контекста часто выражаются имплицитные грамматические значения, которые, не будучи выражены явно, эксплицитно, распознаются благодаря контексту, ситуации, общим фоновым знаниям участников коммуникации.