Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Мнемонические приемы в английском лингводидактическом дискурсе

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-4-93-102

Аннотация

Исследуются современные англоязычные мнемонические приемы как часть лингводидактического диcкурса в рамках обучения английскому языку и языковые структуры, используемые для их реализации: предложения, акронимы, аббревиатуры и стихотворения. Практический материал исследования составил 54 единицы. Основное внимание в статье обращено на значительное число мнемоник, созданных на основе осмысленного текста, представленных предложениями, и мнемоник-акронимов, именуемых омоакронимами, обладающих омонимичным сходством с общей лексикой. При этом, мнемоники, не обладающие сходством с другими словами применяются как средство запоминания реже. Приемы запоминания в статье изучались с привлечением в основном англоязычных и российских источников, изданных после 2000 года. Мнемонические приемы как лингвистическое явление стали активно изучаться только в последние годы. В работах обзорного характера примеры мнемоник тематически относились к географии, биологии, астрономии, истории и музыке. Для про ведения исследования мнемоники были распределены по структурному признаку. Затем были выявлены мне моники-предложения и мнемоники, омонимичные существующим лексическим единицам, омоакронимы. В материале исследования из 54 единиц выявлено 22 предложения, 3 стихотворения, 17 акронимов и 12 аббревиатур. Наиболее распространенной мнемонической структурой оказалось предложение, а наименее час той – стихотворение. Среди примеров было обнаружено только 13 единиц, которые не основаны на предложениях или омоакронимах: 12 аббревиатур и 1 акроним первичной номинации. Анализ структурных типов показал численное превосходство мнемоник со структурами в виде предложений и омоакронимов. Таким об разом, в исследовании подтвердилось ранее высказывавшееся предположение о частом использовании мнемоник в форме предложений, превысившие в выполненном анализе доли остальных структур. Омоакронимы, в свою очередь, составили большую долю по сравнению с акронимами и аббревиатурами первичной номинации, а также стихотворениями. Значительная доля мнемоник в виде предложений и омоакронимов позволяет рассматривать их как продуктивный способ создания приемов для облегчения запоминания. Помимо прочего, обнаружены свойства структур мнемоник, в частности, применение бессоюзной связи в мнемониках, состав ленных в форме акронимов и аббревиатур и распространенность мнемоник из 3–4 компонентов. Дальнейшее изучение структур мнемоник будет способствовать исследованию слов-сокращений и функционированию мнемоник как части лингводидактического дискурса.

Об авторе

А. В. Калашников
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Александр Владимирович Калашников, кандидат филологических наук, доцент

SPIN 2647-0380

Москва



Список литературы

1. Вишнякова О. Д., Климанова М. В. Лингводидактический дискурс как область реализации культурно значимых концептов // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. C. 50–61.

2. Державина В. А. Большой самоучитель английского языка. М.: АСТ, 2020. 416 с.

3. Зубова Л. Ю. Семантико-стилистические особенности английских медицинских аббревиа тур (на фоне русских и французских медицинских сокращений): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2009. 22 с.

4. Поспелова Ю. Ю. Педагогический дискурс и его характеристики // Вестник КГУ им. Н. А. Не красова. 2009. № 1. C. 307–310.

5. Ревина Е. В. Использование мнемоники при изучении иностранного языка /Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. №2 (34). С. 89–95.

6. Тихоненко М. А. Лазинина Е. В. Мнемоника в рамках иностранного (английского) языка // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 179–186.

7. Agarwal, A. Biology Mnemonic Book: for Medical Entrance Exam. New Delhi, Educreation Publishing, 2019, 230 p.

8. Barcroft, J. Mnemonics. In: The Encyclopedia of Applied Linguistics. London, Wiley-Blackwell, 2013, vol. 6, pp. 3695–3701.

9. Boyle, J., Scanlon, D. Methods and Strategies for Teaching Students with Mild Disabilities: A Case-based Approach. Wadsworth, Cengage Learning, 2009, 576 p.

10. Cunningham, G. History & Histography. Waltham, Ed-Tech Press, 2018, 356 p.

11. Evans, R. L. Every Good Boy Deserves Fudge: The Book of Mnemonic Devices. London, Random House, 2009, 240 p.

12. Harrington, C. Student Success in College: Doing What Works! Boston: Cengage Learning, 2018, 320 p.

13. Hochberg, M. An Editor's Guide to Writing and Publishing Science. Oxford, Oxford University Press, 2019, 256 p.

14. Howard, G. T. A Glossary of Rhetorical Terms: Second Edition. Bloomington, Xlibris Corporation, 2018, 136 p.

15. Jackman, J., Wren, W. Developing Fiction Skills.Nelson Thornes, 2014, 80

16. Latham-Koenig, C., Oxenden, O., Seligson, P. English File. Elementary Teacher’s Book. Oxford, OUP, 2012, 279 p.

17. Mather, N., Jaffe, L. E. Woodcock-Johnson IV: Reports, Recommendations, and Strategies. Hoboken, John Wiley & Sons, 2016, 608 p.

18. McArthur, T. B., McArthur, T., McArthur, R. Concise Oxford Companion to the English Language. Oxford, OUP, 2005, 692 p.

19. McArthur, T., Lam-McArthur, J., Fontaine, L. Oxford Companion to the English Language. Oxford, OUP, 2018, 768 p.

20. McPherson, F. Mnemonics for Study. Wellington, Wayz Press, 2018, 247 p.

21. Mertens, M. Magic and Memory in Giordano Bruno: The Art of a Heroic Spirit. Leiden, Brill, 2018, 243 p.

22. Mohammed, A. Implementing Systems to Impact Student Engagement through Cooperative Learning. In: Madden J. (ed.) Teachers Teaching Teachers. How Teacher Learning Improves Student Learning, London, Oxford Global Press, 2017, pp. 31–44.

23. Parkinson, J. I Before E (Except After C): Old-School Ways to Remember Stuff. London, Michael O’Mara Books, 2007, 183 p.

24. Parmar, H. B. Mnemonics in Materia Medica. New Delhi, B. Jain Publishers, 2019, 235 p.

25. Russell, J. M. Never Eat Shredded Wheat: Weird Ways to Remember Things. London, Michael O’Mara Books, 2018, 192 p.

26. Shora, N., Hott, B. Write on: Improving Persuasive Writing Using the POW + TREE Strategy. Beyond Behavior, 2016, vol. 25, no. 2, pp. 14–20.

27. Tuncay, H. ELT and Linguistics Dictionary. Istanbul, Tuncay Publishing, 2013, 276 p.


Рецензия

Для цитирования:


Калашников А.В. Мнемонические приемы в английском лингводидактическом дискурсе. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021;19(4):93-102. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-4-93-102

For citation:


Kalashnikov A.V. Mnemonic Aids in Linguodidactic Discourse. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2021;19(4):93-102. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-4-93-102

Просмотров: 409


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)