Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Концепт КИТАЙ в сознании носителей русского языка (на материале ассоциативного эксперимента)

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-73-82

Аннотация

Статья посвящена исследованию концепта КИТАЙ в сознании носителей русского языка и, значит, отчасти в национальной картине мира, сформировавшейся в настоящее время. Актуальность данной статьи определяется исследовательским интересом, обусловленным заметно возросшей значимостью концепта КИТАЙ в глобальном международном контексте, требующем более полного изучения его культурно-специфических особенностей в целях адекватного восприятия другими культурами его национального менталитета и выстраивания взаимоприемлемых моделей общения. В условиях нынешнего кризиса политики глобализма важно различать истинный и ложный мультикультурализм. Объектом исследования выбран концепт КИТАЙ, актуальность которого в сознании носителей русского языка объясняется политическими, экономическими, культурными и научными контактами двух стран и, в частности, высокой популярностью китайского языка среди молодых россиян. В качестве источника материала для построения концепта КИТАЙ используются результаты свободного ассоциативного эксперимента, участниками которого стали студенты Казанского федерального университета (КФУ); преподаватели КФУ различных специальностей; переводчики, инженеры, работники разных предприятий и учреждений Казани; студенты подготовительного факультета для иностранных учащихся Сианьского Нефтяного Университета, т. е. иностранные студенты из России.
Цель статьи – выявление когнитивных признаков концепта КИТАЙ, а также описание структуры исследуемого концепта в сознании участников эксперимента. При реализации указанной цели были выполнены следующие задачи: 1) проведение свободного ассоциативного эксперимента (САЭ); 2) анализ реакций респондентов; 3) классификация (параметризация) реакций по когнитивным признакам; 4) описание и выявление концепта КИТАЙ в сознании русских респондентов; 5) построение структуры ассоциативного поля «Китай».
Доказано, что когнитивные признаки, полученные с помощью САЭ, демонстрируют большой интерес россиян к Китаю в культурной, экономической, политической и других областях. Установлено, что в ядро ассоциативного поля входят ассоциаты, связанные с китайской культурой и народом. Отсюда можно сделать вывод, что у участников эксперимента китайская культура и ментальность китайцев находятся на первом месте. Словом-символом Китая, его образом, определенным по частоте упоминаний, стало «панда», что отражает экзотику его многовековой истории. Вместе с тем часто отмечается и наличие высокоскоростных магистралей, транспортной инфраструктуры, созданной в последние годы. Центральная зона ассоциативного поля состоит из ассоциатов, относящихся к жизни китайского общества, здравоохранению и геокультурным достопримечательностям Китая. Чай, как любимый напиток и ценный подарок, также прочно вошел в сознание носителей русского языка. Кроме того, в периферию ассоциативного поля входят и ассоциаты, касающиеся китайской внешней политики, армии и российско-китайских межгосударственных отношений. Большое число испытуемых дает позитивную оценку Китаю и его народу, создавая всестороннее представление о стране.

Об авторе

Янь Чжан
Сианьский нефтяной университет
Китай

Чжан Янь, кандидат филологических наук

Сиань



Список литературы

1. Бабушкин А. П. Общеязыковые концепты и концепты языковой личности // Вестник ВГУ. Серия 1: Гуманитарные науки. 1997. № 2. С. 114–118.

2. Башанова М. А., Юй Чжан, Яковлев А. А. Наименования наук в языковом сознании русских и китайских студентов // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 3. С. 145–155. DOI 10.25205/1818-7935-2019-17-3-145-155

3. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. 289 с.

4. Глазкова Т. В. Базовые ценности россиян и ценностно-смысловое наполнение концепта «семья» // Культура культуры. 2015. № 4 (8). С. 142–148.

5. Калинин О. И. Анализ метафоричности текстов военных доктрин на русском, китайском и английском языках // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19, № 3. С. 110–121. DOI 10.25205/1818-7935-2021-19-3-110-121

6. Калинин О. И., Мавлеева Д. В. Сопоставительный анализ метафорического образа коронавируса в СМИ КНР и Республики Корея // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 4. С. 99–109. DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-4-99-109

7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.

9. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фт МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.

10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.

11. Павлёнис Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.

12. Палкин А. Д. Образ родины в русской и японской лингвокультурах // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19, № 3. С. 69–83. DOI 10.25205/1818-7935-2021-19-3-69-83

13. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2006. 226 с.

14. Приходько О. Е. Использование ассоциативного эксперимента в изучении концептов // Международный журнал Содружество. 2017. № 18 (1). С. 73–75.

15. Уфимцева Н. В. Языковое сознание как отражение этнокультурной реальности // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. C. 102–111.

16. Шарикова Л. А. Исследование сознания человека в концептологии: методика уровневого анализа концепта // Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психологический аспекты. М., 2008. Вып. 14. C. 277–284.

17. Яковлев А. А. Об одном методологическом изъяне при проведении свободного ассоциативного эксперимента // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16, № 4. С. 16–25.

18. Янь Кай, Чжу Хуадунь. Сопоставительный анализ категоризации концепта ОСЕНЬ в русском и китайском языковом сознании // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19, № 2. С. 87–103. DOI 10.25205/1818-7935-2021-19-2-87-103

19. Barsalou, L. W. Cognitive psychology: An overview for cognitive scientists. Hillsdale, NJ, Erlbaum, 1992.


Рецензия

Для цитирования:


Чжан Я. Концепт КИТАЙ в сознании носителей русского языка (на материале ассоциативного эксперимента). Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(1):73-82. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-73-82

For citation:


Zhang Ya. The Concept CHINA in the Minds of Native Russian Speakers (Based on the Material of an Associative Experiment). NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(1):73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-73-82

Просмотров: 301


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)