Идеологемы как ресурс речевого воздействия в публичном дискурсе испанской монархии
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-51-63
Аннотация
В последнее время в политической лингвистике, межкультурной коммуникации, социологии и других гуманитарных науках изучению идеологем уделяется пристальное внимание. Во многих исследованиях идеологемы зачастую рассматриваются как мировоззренческая установка, облеченная в языковую форму, как когнитивно-прагматический инструмент продвижения идеологии и как эффективный способ воздействия на общественное сознание в политической коммуникации. В любом публичном политическом выступлении идеологемы представляют собой средство категоризации мира и трансляции ценностных координат (закрепление в общественном сознании определенной аксиологической модели). Их задача в общественно-политическом дискурсе заключается в утверждении доминирующего в стране мировоззрения, формируя его в виде доступного нарратива неких «идеалов». Они нужны, как правило, для репрезентации (чаще в эксплицитной, чем имплицитной форме) основных идеологических и ценностных установок общества. Кроме того, в ситуации кризиса или слома общественной модели поведения идеологемы могут служить инструментом преобразования у аудитории существующей картины мира в «нужном» направлении. Очень популярны они и у различных субкультур, которые пытаются выделиться «из серой массы» с помощью своих нарративов. Другими словами, идеологемы представляют собой основу для формирования аксиологических категорий, анализ которых необходим при описании ментальности конкретного общества и приемлемых для него моделей поведения.
В настоящей статье анализируются идеологемы из публичных речей испанского монарха Филиппа VI, являющегося, как и его предшественник, Хуан Карлос I, воплощением и символом традиционной испанской ментальности. Анализ проводится не только с точки зрения содержательного (идейно-политического) наполнения идеологем, но и формы их воздействия с учетом прагматической рамки, то есть очень подвижного социально-политического контекста. При этом учитывается, что объектом воздействия может быть не только внутренний, но и внешний адресат. Анализ текстов публичных речей с 2014 по 2021 гг. подтверждает факт частотного употребления идеологем для продвижения идей национального единства, справедливости, жертвенности, международного сотрудничества и др. В свете сепаратистских настроений в Каталонии нарратив национального единства выдвигается монархом на первый план и имеет ключевое значение в современной Испании. С помощью идеологем в речах Филиппа VI у современного многонационального, прежде сильно раздробленного испанского социума формируются проспективные представления об (а) основах государственного устройства страны, (б) базовых ценностях, (в) чертах национального характера, а также (г) современной социально-политической ситуации в Испании, которые необходимы для укрепления единства и поддержания общественно-политической стабильности. В речах внешней адресации их основные функции заключаются в (а) провозглашении необходимости международного сотрудничества, (б) формировании образа Испании как надежного партнера, а также (в) декларации приверженности принципам демократического правления.
Ключевые слова
Об авторе
И. В. СеливановаРоссия
Селиванова Ирина Владимировна, старший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики
Москва
Список литературы
1. Володенков С. В. Современная политическая коммуникация как инструмент манипулирования общественным сознанием // Вестник Московск. ун-та. Серия 12: Политические науки, 2012. № 5. С. 89–101.
2. Журавлев С. А. Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе: Дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2004. 203 с.
3. Зененко Н. В. Политическая идеологема в испанском публицистическом дискурсе // Политическая лингвистика, 2018. № 4(70). С. 28–34.
4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 263 с.
5. Клушина Н. И. Теория идеологем // Политическая лингвистика, 2014. № 4. С. 54–58.
6. Кондакова Е. А., Принципалова О. В. Лингвокогнитивная структура немецкого дискурса о политкорректности: история и современность // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2021. Т. 19. № 2. С. 143–156.
7. Малышева Е. Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика, 2009. № 4(30). С. 32–40.
8. Попова Т. П. Семантическая сочетаемость и лингвокультурные корреляции концепта ТЕРПИМОСТЬ в русской языковой картине мира // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2017. Т. 15. № 2. С. 47–60.
9. Романова Т. В. Идеологемы и аксиологемы русского языкового сознания как отражение констант и динамики национальной ментальности. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2019. 120 с.
10. Селиванова И. В. Коммуникативные стратегии в публичных выступлениях испанского монарха Филиппа VI перед международным сообществом // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2020. Т. 18. № 4. С. 122–132.
11. Фефелов А. Ф. Дискурс вокруг cancel culture как объект лингвокультурного и переводческого анализа: логика против «логики» // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2022. Т. 20. № 1. С. 126–144.
12. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М.: Флинта, 2007. 254 с.
13. Van Dijk T. A. Political discourse and ideology // DOXA Comunicación, 2002. No. 1. Pp. 207–225.
Рецензия
Для цитирования:
Селиванова И.В. Идеологемы как ресурс речевого воздействия в публичном дискурсе испанской монархии. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(3):51-63. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-51-63
For citation:
Selivanova I.V. Ideologemes as a Speech Influence Tool in Public Discourse of the Spanish Monarchy. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(3):51-63. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-51-63