Персонификация в социально-психологической прозе М. Ю. Лермонтова
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-109-122
Аннотация
Персонификация – это сложный и многофункциональный феномен, который понимается в широкой интерпретации данного термина как наделение неодушевленных объектов или абстрактных понятий свойствами живых существ. Персонификация является достаточно частым, но не полностью исследованным средством художественной выразительности, что, в частности, относится к прозаическим произведениям М. Ю. Лермонтова. Наряду с этим выявление и объективация индивидуальной составляющей художественного текста представляют важный аспект не только литературоведческих, но и транслатологических исследований. Перечисленные положения определяют актуальность настоящей публикации, целью которой стало описание и функциональный анализ персонификации в социально-психологической прозе М. Ю. Лермонтова. Эмпирический корпус составили три основных произведения социально-психологической направленности: «Вадим» (1832–1834); «Княгиня Лиговская» (1836–1837) и «Герой нашего времени» (1838–1840), написанные в разные годы жизни поэта и отражающие этапы формирования его творческой идентичности. Очерк «Кавказец» (1841) послужил источником дополнительного иллюстративного материала, так как ввиду своей краткости он не может быть использован для получения значимых данных для отдельного количественного анализа. Исследование реализовано в русле дескриптивной методологии с привлечением семантического, контекстуального, количественного и функционального видов анализа. Единицей исследования служит ключевой лексический элемент (КЛЭ), позволяющий во взаимосвязи со своим референтом категоризировать и идентифицировать персонифицирующее переосмысление. Проведенное исследование позволило описать основные структурно-семантические особенности персонификации в прозаических произведениях М. Ю. Лермонтова, а также выявить основные функции персонифицирующих актуализаций в исследуемых текстах. Работа систематизирует сведения о роли персонификации в лермонтовской прозе, а также подчеркивает целесообразность дальнейших исследований образных средств в построении внутренней структуры художественных текстов.
Об авторе
Е. А. СоловьеваРоссия
Соловьева Евгения Анатольевна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры романской филологии, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Бицилли П. М. Избранные труды по филологии. М.: Наследие, 1996. 710 с.
2. Виноградов В. B. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43–44. Лермонтов I. М.: Изд–во АН СССР, 1941. С. 517–628.
3. Зотов С. Н., Ефимов А. А. Игровое начало и его особенности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2008. Вып. 4. с. 15–29.
4. Зыкова И. В., Киосе М. И. Креативные возможности фразеологии в контрастивном ракурсе: кинодискурс vs дискурс детской литературы // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2021. Т. 19. № 3. С. 5–19. DOI 10.25205/1818-7935-2021-19-3-5-19
5. Исупов К. Г. Метафизика игры у Лермонтова // Соловьевские исследования, 2015. Т. 1. Вып. 45. С. 92–102.
6. Калинин О. И. Анализ метафоричности текстов военных доктрин на русском, китайском и английском языках // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2021. Т. 19. № 3. С. 110–121.
7. Маркович В. M. К вопросу об эволюции лермонтовской прозы // Studia Filologiczne, 1982. Вып. 14. С. 41–72.
8. Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова. М.: Гос. изд-во худож. лит–ры, 1957. 383 с.
9. Москвин Г. В. Лирические источники поэтики романа М. Ю. Лермонтова «Вадим» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2019. Вып. 3. С. 42–47.
10. Назиров Р. Г. Мотив предрешенной дуэли у Бальзака, Лермонтова и Достоевского // Российский гуманитарный журнал, 2014. Т. 3. Вып. 5. С. 312−319.
11. Найдич Э. Э. Еще раз о «Штоссе» // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 194–212.
12. Перльмуттер Л. Б. Язык прозы М. Ю. Лермонтова // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. М.: ОГИЗ; Гос. Изд-во худож. лит., 1941. С. 310–355.
13. Савина Е. С. Юридическая лексика как средство выявления М. Прустом культурных кодов аристократии, буржуазии и народа // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2021. Т. 19. № 3. С. 98–109.
14. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. 701 с.
15. Соловьева Е. А. Анималистические сравнения в переводах XIX века романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на французский язык // Вестник Московского гос. областного ун-та. Серия: Лингвистика, 2022. № 1. С. 124–135.
16. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
17. Allen E. C. A Fallen Idol Is Still a God: Lermontov and the Quandaries of Cultural Transition. Stanford: Stanford University Press, 2007. XII, 286 p.
18. Bally Ch. Traité de stylistique française. Vol. 1. Paris: C. Klincksieck, 1919. XX+331 p.
19. Chapin Ch. Personification in Eighteenth–Century English Poetry. New York: King’s Crown Press, 1955. X+175 p.
20. Fontanier P. Les figures du discours. Paris: Flammarion, 1977. 505 p.
21. Lakoff G., Jonson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 242 p.
22. Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor. In A. Ortony (Ed.), Metaphor and Thought. Cambridge University Press. 1993. Pp. 202–251.
23. Landtsheer C. D. Collecting Political Meaning from the Count of Metaphor. In: Metaphor and Discourse, pp. 59–78. London, Palgrave Macmillan UK, 2009.
24. Lecolle M. Personnification et métonymie dans la presse écrite. Comment les différencier? // Semen, 2002. Vol. 15. No 2. Pp. 97−112.
25. Lévy-Bertherat D. Notes. In « Un héros de notre temps » de Mikhaïl Lermontov. Trad. du russe par D. Lévy-Bertherat. Paris : Flammarion, 2003. Pp. 353–362.
26. Melion W. S., Ramakers B. Personification: An Introduction. In Intersections: Interdisciplinary Studies in Early Modern Culture, 2016. Vol. 41. 755 p.
27. Nishimura S. Personification: Its Functions and Boundaries // Papers on Language & Literature, 2014. Vol. 50. No. 1. Pp. 90–108.
28. Raskoi′nikov F. «Фаталист» Лермонтова и проблема судьбы в Герое нашего времени. Revue des études slaves, 1995. Vol. 67, no 2/3. P. 353–363.
29. Rubins M. Russian Montparnasse: Transnational Writing in Interwar Paris. Springer, 2015. 302 p.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьева Е.А. Персонификация в социально-психологической прозе М. Ю. Лермонтова. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(3):109-122. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-109-122
For citation:
Solovyeva E.A. Personification in the Socio-Psychological Prose of Mikhail Lermontov. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(3):109-122. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-109-122