Смех как инициация: функционирование элементов смеховой культуры в якутских фольклорных текстах
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-139-150
Аннотация
Цель статьи – изучение репрезентации инициальной функции смеха в якутских фольклорных текстах. Круг задач исследования определен семантикой смеха, его функционированием в якутских текстах. Материалом для исследования, отражающим уникальные качества смехового дискурса, послужили фольклорные и этнографические источники. Особое внимание уделялось актуализации архаики смеха в якутской ритуально-обрядовой культуре, в частности, в коллективных обрядах айыыһыты атаарыы туома (‘проводы богини Айыысыт’) и дьалыҥ ылыытын туома (‘вызывание половой страсти’). Автором также выделяются элементы смеховой культуры, широко представленные в текстах военно-эпического дискурса песнями-перебранками богатырей, песнями кровопролития илбис ырыата, песнями-проклятиями богатырей кырыыс ырыата, а именно: ругательства, сквернословие, брань, подшучивания. В фокусе внимания находится изучение особенностей функционирования смеха в качестве одного из важнейших компонентов обряда перехода – инициации. Автор рассматривает смех в фольклорном мире (в сказках, легендах номох, эпосе олонхо) как аналог психологической инициации, в которой находит актуализацию его очищающая, защищающая, жизнеутверждающая сила, направленная на разграничение мира живого и мертвого. Ввиду этого проблемы, затрагиваемые в пределах данной статьи, включают также вопросы самоидентификации, специфики ментального ландшафта, определения рубежей маргинальности в культурном пространстве.
Об авторе
С. Е. НоеваРоссия
Ноева (Карманова) Саргылана Еремеевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела фольклора и литературы
Якутск
Список литературы
1. Артемова Ю. А. Смеховое поведение: формы и функции (этнолого-психологический аспект): Автореф. дис. ... к. филол. н.: 07.00.07. М., 2006. 32 с.
2. Березницкий С. В. Смех в культуре дальневосточных этносов // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2007. № 3. С. 93–101.
3. Бурыкин А. А. Анекдоты о чукчах как социокультурное явление (заметки специалиста) // Анекдот как феномен культуры: материалы круглого стола. СПб.: СПб филос. О-во, 2002. С. 64–70.
4. Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995. 221 с.
5. Гоголев А. И., Осипова А. П., Иевлева С. И. Традиционные религиозные воззрения якутов в XVIII–XIX вв. – наследие центральноазиатского тенгрианства // Айыы Тангара и кузнечный культ в тенгрианстве: матер. Всеросс. научн.-практ. конф. Якутск: ОФСЕТ, 2019. C. 51–60.
6. Данилова А. Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. Новосибирск: Наука, 2014. 166 с.
7. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 375 с.
8. Исторические предания и рассказы якутов. В 2 ч. Ч. 1. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1960. 337 с.
9. Каратаев В. О. Модун Эр Соготох. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1996. 437 с.
10. Кириллина М. А. Якутская комедия. Типология и жанровая динамика. Новосибирск: Наука, 2014. 114 с.
11. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. 1. Кн. 1. Якутск: Нац. книж. изд-во РС (Я), 1992. 413 с.
12. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. 1. Кн. 2. Якутск: Нац. книж. изд-во РС (Я), 1992. 316 с.
13. Ксенофонтов Г. В. Хрестес. Шаманизм и христианство. Иркутск: Изд-во Власть труда, 1929. 143 с.
14. Ксенофонтов Г. В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов. Якутск: Бичик, 2004. 354 с.
15. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014. 168 с.
16. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Якут. книж. изд-во, 1979. 484 с.
17. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001. 566 с.
18. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Изд.группа «Прогресс», «Универс», 1994. 272 с.
19. Ньургун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1982. 438 с.
20. Павлова Н. В. Якутская волшебная сказка: сюжетный состав и основные образы: Автореф. дис. ... к. филол. н.: 10.01.09. Якутск, 2015. 26 с.
21. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: монография. Санкт-Петербург: Изд-во «Азбука», Издательский центр «Терра», 1995. 174 с.
22. Пропп В. Я. Труды. Проблемы комизма и смеха. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. 288 с.
23. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 255 с.
24. Рейдерман И. Смех как утверждение бытия [Электронный ресурс] URL: http://doxa.onu.edu.ua/Doxa9/28-35.pdf (дата обращения: 06.07.2021)
25. Сапалова Д. У. Смех и юмор в якутской народной сказке (воспитательный аспект) // Теория и практика общественного развития. Исторические науки, 2014. № 2. С. 295–297.
26. Саха былыргы сэһэннэрэ уонна кэпсээннэрэ: в 2 ч. Ч. 1. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 337 с.
27. Слепцов Д. М. Кётёр мюлгюн. Якутск: Бичик, 2004. 237 с.
28. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
29. Черников М. В., Жучков Д. О., Жучкова А. М. Смех: онтология и коммуникативная прагматика // Историческая психология и социология истории, 2019. № 1. С. 174–194.
30. Щербаков Ф. Б. Поэтика смеха у Платона: к вопросу о генезисе философской иронии // Платоновские исследования. Вып. XIV (2021|1). М.-СПб.: ПФО; РГГУ; РХГА, 2021. С. 32–51.
Рецензия
Для цитирования:
Ноева С.Е. Смех как инициация: функционирование элементов смеховой культуры в якутских фольклорных текстах. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(3):139-150. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-139-150
For citation:
Noeva S.E. Laughter as Initiation: The Functioning of the Elements of Laughter Culture in Yakut Texts. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(3):139-150. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-139-150