Моделирование структуры групповой интерпретации концептов МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА в русской лингвокультуре
https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-151-165
Аннотация
Исследование гендерных стереотипов обусловлено необходимостью обнаружения актуальных тенденций вариативности нормативных представлений о мужчине и женщине. В рамках когнитивно-коммуникативного подхода возможно объяснить происходящие изменения на концептуальном уровне языкового сознания. С данной позиции стереотип понимается как формат знания, имеющий прототипическую организацию, и как когнитивная схема, которая разбивает концептуальную систему на тематические области. В ходе анкетирования были получены 1 064 реакции о типично мужских и 1 053 реакции о типично женских характеристиках. На основе выделенных респондентами концептуальных признаков производится ранжирование тематических групп и их компонентов как областей формирования значения языковых единиц. Методология исследования включает концептуально-дефиниционный анализ лексических единиц, обозначающих стереотипные качества мужчин и женщин и объективирующих прототипическую организацию концептов. Цель исследования – моделирование структуры групповой интерпретации базовых гендерных концептов. В ядро концепта МУЖЧИНА входят традиционные доминанты мужественности (ответственность, сила, мужество, смелость), в ядро концепта ЖЕНЩИНА – традиционные женские качества (эмоциональность, забота, доброта). В предъядерной зоне концепта МУЖЧИНА преобладают волевые качества, ориентированность на результат; публичный имидж; приверженность моральным нормам и принципам. В периферийной зоне доминируют интеллектуальные качества, а группы семейных и коммуникативных качеств наименее частотные. В предъядерную зону концепта ЖЕНЩИНА вошли качества, маркирующие реализацию в профессиональной сфере; значимость морали; расположенность к общению. Качества периферийной зоны указывают на значимость семьи, склонность к проявлению эмоций, преодоление дискриминации по интеллекту, группа внешних качеств является наименее частотной. Наряду с типичными гендерными качествами можно выделить переходную (метагендерную) зону, где происходит перекодирование традиционных концептуальных признаков в сторону нейтрализации гендерных различий. Таким образом, способ категоризации гендера в групповом языковом сознании носителей русского языка можно определить по ядерным прототипическим признакам как бинарную модель, однако на границе зон структурирования концептов наблюдаются динамические процессы становления новой нормативности, конкурирующей с ядром традиционной модели гендерных различий.
Об авторе
М. Ю. ТовкесРоссия
Товкес Мария Юрьевна, аспирант
Нижний Новгород
Список литературы
1. Болдырев Н. Н. Доминантный принцип организации языкового сознания // Когнитивные исследования языка, 2019. № 37. С. 37–44.
2. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. 2-е изд. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. 480 c.
3. Гаранович М. В. Вариативность гендерных стереотипов в зависимости от социальных параметров говорящих: Дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2011. 272 с.
4. Гриценко Е. С. Язык как средство конструирования гендера: Дис. … д-ра филол. наук. Нижний Новгород, 2005. 405 с.
5. Гриценко Е. С. О современных тенденциях в лингвистическом изучении гендера, его концептуализации и репрезентации (на материале английского языка) // Вопросы психолингвистики, 2021. № 3(49). С. 60–73.
6. Дубровская О. Г. Субъектный принцип формирования социокультурной специфики дискурса: Дис. … д-ра филол. наук. Тамбов, 2015. 407 с.
7. Кибрик А. Е. Когнитивный подход к языку // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика / сост. В. В. Кибрик, А. Д. Кошелев; ред. А. А. Кибрик, А. Д. Кошелев, А. В. Кравченко, Ю. В. Мазурова, О. В. Федорова. М.: Языки славянской культуры, 2015. С. 29–59.
8. Кирилина А. В. Гендер и гендерная лингвистика на рубеже третьего тысячелетия // Вопросы психолингвистики, 2021. № 3(49). С. 109–147.
9. Петерс Б. О лингвокультурологии и культурологической лингвистике // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2019. Т. 17. № 4. С. 6–11.
10. Петерс Б. Прикладная этнолингвистика о правильном использовании стереотипов в курсе французского как иностранного (пер. с фр. А. Ф. Фефелова) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2020. Т. 18. № 1. С. 84–104.
11. Серова И. Г. Социокультурный конструкт «гендер» в интерпретативном пространстве языка и дискурса: Дис. … д-ра филол. наук. Санкт-Петербург, 2017. 375 с.
12. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. 392 c.
13. Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда, 2014. № 12. С. 9–49.
14. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1987, 631 p.
15. Putnam H. Mind, Language and Reality. Philosophical Papers, vol. 2, Cambridge University Press, 1975, 457 p.
16. Putnam H. Reason, Truth, and History. Cambridge, Cambridge University Press, 1981, 222 p.
17. Rosh E. Cognitive Reference Points // Cognitive Psychology, 1975. Vol. 7. Pp. 532–547.
18. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. New York: Macmillan, 1953. 250 p.
Рецензия
Для цитирования:
Товкес М.Ю. Моделирование структуры групповой интерпретации концептов МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА в русской лингвокультуре. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022;20(3):151-165. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-151-165
For citation:
Tovkes M.Yu. Group Interpretation Structure of the “Russian” Concepts МУЖЧИНА (MAN)/ЖЕНЩИНА (WOMAN). NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2022;20(3):151-165. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-3-151-165