Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Синестезия в полимодальном перцептивном образе как результат интеграции ментальных пространств (на материале изобразительного регистра англоязычного художественного текста)

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-104-114

Аннотация

   Полимодальность восприятия понимается как одномоментное восприятие визуальной, аудиальной, ольфакторной, тактильной и другими перцептивными модальностями. Полимодальный характер восприятия передается в тексте средствами изобразительного регистра речи, коммуникативной целью которого является изображение перцептивного плана представления событий. В исследовании предпринимается попытка рассмотреть языковую манифестацию полимодального перцептивного опыта при помощи языковой синестетической метафоры с позиции теории концептуальной интеграции.

   Цель исследования заключается в моделировании процесса концептуальной интеграции при образовании синестетической метафоры, где феномен синестезии рассматривается как одно из проявлений полимодальности восприятия, а синестетическая метафора – одно из средств создания полимодального перцептивного образа в изобразительном регистре англоязычного художественного текста.

   Цель определяет следующие этапы исследования. Во-первых, анализируются языковые средства создания полимодального перцептивного образа, репрезентирующие визуальный, аудиальный, ольфакторный, тактильный семантические компоненты ситуации восприятия. Во-вторых, обосновывается необходимость учета регистровой отнесенности высказывания при моделировании процессов интеграции ментальных пространств. Далее, проводится когнитивно-стилистический анализ языковых средств, участвующих в создании полимодального перцептивного образа с учетом специфики изобразительного регистра речи. Анализ слотов исходных ментальных пространств позволяет выявить концептуальные признаки, служащие основой метафоризации сферы-мишени: донором смысла выступает слот ментального пространства SMELL, выраженный лексемой pollen, интегрирующей семантические признаки сферы визуального и ольфакторного восприятия в рамках фрейма Blooming flowers. Слот pollen наделяет смежные ментальные пространства SOUND, COLOUR концептуальным признаком «способность (трехмерных физических объектов) парить в воздухе – float in the air». Описываются модели концептуальных метафор, при помощи которых происходит поэтапное заимствование признаков в смежные ментальные пространства и формирование интегрированного ментального пространства. Выявляются концептуальные признаки интегрированного ментального пространства: цвет – субстанция (а не ингерентный признак), звук – видимая субстанция; цвет и звук волнами парят в воздухе, смешиваясь как однородные субстанции.

   Результатом исследования является модель поликомпонентной интеграции ментальных пространств, которая отражается в тексте авторской синестетической метафорой.

Об авторе

В. В. Кучер
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

Василина Васильевна Кучер, аспирант, ассистент

кафедра английского языка

Барнаул



Список литературы

1. Бардовская А. И. Средства номинации синестетических соощущений (на материале русских и английских художественных текстов) : Дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2005. 178 с.

2. Воронин C. B. Синестезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики. M.: Наука, 1983. 288 с.

3. Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. С. 11–26.

4. Галеев Б. М. Синестезия в эстетике и поэтике символизма / Сб. ст. Четвертой науч.-практ. конф., посвящ. памяти А. Ф. Лосева. М.: МПГУ, 2004. C. 50–55.

5. Глебкин В. В. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера: опыт системного анализа // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 161–174.

6. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Наука, 2004. 544 с.

7. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004. 252 c.

8. Левчина И. Б. Развитие семантической структуры синестезических прилагательных : Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2003. 20 с.

9. Молодкина Ю. Н. Синестетическая метафора запаха (корпусное исследование) : Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Курск, 2010. 20 с.

10. Никитин М. В. Основания когнитивной семантики. СПб., 2003. 277 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2007. 782 с.

12. Сабанадзе М. Я. Синестезия в подъязыке музыковедения (на материале английского языка) : Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1987. 21 с.

13. Сидорова М. Ю. О средствах формирования коммуникативных типов речи (репродуктивный регистр) // Вестник МГУ. Филология. 1997. № 6. C. 7–19.

14. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. М.: Наука, 1985. 335 с.

15. Шершенович Я. Синестезия: физиология – эстетика – метафизика // Проблемы синестезии и поэтика авангарда. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2020. С. 9–38.

16. Casini S. Synesthesia, Transformation and Synthesis: Toward a Multi-Sensory Pedagogy of the Image // The Senses and Society. 2017. Vol. 12(1). P. 1–17.

17. Fauconnier G., Turner M. Conceptual integration networks // Cognitive science. 1998. Vol. 22. № 2. P. 133–187.

18. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think. Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. N. Y., 2002. 464 p.

19. Geeraerts D., Cuyckens H. The Oxford handbook of cognitive linguistics. Oxford Univ. Press, 2007. 1368 p.

20. Hardy Th. Tess of the d’Urbervilles. Independently published, 1891. 441 p. URL: http://www.literaturepage.com/read/tess-of-the-durbervilles.html

21. Marks L. E. The Unity of the Senses. Interrelations among the Modalities. Academic Press, New York, San Francisco, London, 1978. 289 p.

22. Marks L. E. On cross-modal similarity: perceiving temporal patterns by hearing, touch and vision // Perception & Psychophysics. 1987. Vol. 42, № 3. P. 250–256.

23. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/

24. Sweetser E. Blended spaces and performativity // Cognitive linguistics. 2000. Vol. 11, № 3/4. P. 305–333.

25. Ungerer F., Schmid H. J. An introduction to cognitive linguistics. Routledge, 2006. 400 p.

26. Voß V. Denken, verstehen, wissen : Eine sprachvergleichende Untersuchung zu lexikalischen Bezeichnungen mentaler Tätigkeiten, Vorgänge und Zustände // Wissenschaftliche Schriften der WWU Münster, 2009. Reihe XII. Bd. 1. 530 S.


Рецензия

Для цитирования:


Кучер В.В. Синестезия в полимодальном перцептивном образе как результат интеграции ментальных пространств (на материале изобразительного регистра англоязычного художественного текста). Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;22(2):104-114. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-104-114

For citation:


Kucher V.V. Synesthesia in Multimodal Perceptual Image as a Result of Conceptual Integration (descriptive register of the English literary text). NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2024;22(2):104-114. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7935-2024-22-2-104-114

Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)