Preview

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Расширенный поиск

Освоение прямого дополнения при изучении взрослыми русского языка как иностранного

https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-2-130-144

Аннотация

В статье исследуется освоение прямого дополнения при изучении взрослыми русского языка как иностранного (L2). Для этого был проведен эксперимент со студентами уровней А1-С1. Полученные данные сравнивались с контрольной группой носителей русского (L1). Исследование показало, что важную роль в этом процессе играют как лингвистические, так и экстралингвистические факторы. Глаголы с 5–6 типами объекта продемонстрировали большую разницу между группами L1 и L2, чем глаголы с 3–4 типами объекта. Выяснилось, что типы прямого дополнения, которые используют изучающие РКИ с низким уровнем владения, не всегда самые частотные в русском языке. На употребление типов прямого дополнения уровень владения языком влияет только частично. Изучающие РКИ почти на любом уровне знакомы с разными типами объектов, при этом употребление периферийных типов объектов, таких как инфинитивы, не зависит от уровня владения языком.

Об авторах

К. К. Кашлева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Кашлева Ксения Константиновна, кандидат филологических наук, доцент

Москва



С. В. Краснощекова
Институт лингвистических исследований РАН
Россия

Краснощекова Софья Викторовна, кандидат филологических наук, научный сотрудник

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Artoni D., Magnani M. Acquiring case marking in Russian as a second language. An exploratory study on subject and object. Grammatical development in second languages: Exploring the boundaries of Processability Theory. EUROSLA Monograph Series, 2015, pp. 177–193.

2. Bar-Shalom E., Snyder W. Optional Infinitives in Russian and Their Implications for the Pro-Drop Debate. Formal Approaches to Slavic Linguistics: The Indiana Meeting, 1996.

3. Brač I., Magić S. D. The role of verb valency in Croatian and Russian learning at B1 level. J-FLTAL, 2014, p. 111.

4. Cherepovskaia N., Slioussar N., Denissenko A. Acquisition of the nominal case system in Russian as a second language. Second Language Research, 2021, vol. 38, no. 3, pp. 555–580.

5. De Lisser T. N., Durrleman S., Rizzi L., Shlonsky U. Root infinitives in Jamaican Creole. Glossa: a journal of general linguistics, 2021, vol. 39, no. 1, pp. 1–32. DOI: https://doi.org/10.16995/glossa.5705

6. Dragoy O., Bastiaanse R. Verb production and word order in Russian agrammatic speakers. Aphasiology, 2010, vol. 24, no. 1, pp. 28–55.

7. Gagarina N. The early verb development and demarcation of stages in three Russian-speaking children. In: D. Bittner, W. Dressler, M. Kilani-Schoch (Eds.). Development of Verb Inflection in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective. Berlin, New York: De Gruyter Mouton, 2003, pp. 131–170. DOI: https://doi.org/10.1515/9783110899832.131

8. Haspelmath M. Ditransitive Constructions: The Verb ‘Give’. In: Dryer M. S., Haspelmath M. (Eds.). The World Atlas of Language Structures Online. Leipzig: Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology, 2013. Available at: http://wals.info/chapter/105 (accessed: 22.07.2022).

9. IBM Corp. IBM SPSS Statistics for Windows, Version 27.0. Armonk, NY: IBM Corp., 2020.

10. Janssen B., Meir N. Production, comprehension and repetition of accusative case by monolingual Russian and bilingual Russian-Dutch and Russian-Hebrew-speaking children. Linguistic Approaches to Bilingualism, 2019, vol. 9, no. 4–5, pp. 736–765.

11. Kempe V., MacWhinney B. The acquisition of case marking by adult learners of Russian and German. Studies in Second Language Acquisition, 1998, vol. 20, no. 4, pp. 543–587. DOI: 10.1017/S0272263198004045

12. Kempe V., MacWhinney B. Processing of Morphological and Semantic Cues in Russian and German. Language and Cognitive Processes, 1999, vol. 14, no. 2, pp. 129–171. DOI: 10.1080/016909699386329

13. Ladinskaya N., Chrabaszcz A., Lopukhina A. Acquisition of Russian Nominal Case Inflections by Monolingual Children: A Psycholinguistic Approach. Higher School of Economics Research Paper, 2019, no. WP BRP 81/LNG/2019

14. Ljashevskaja O. N., Sharov S. A. Chastotnyj slovar’ sovremennogo russkogo jazyka (na materialah Nacional’nogo korpusa russkogo jazyka). Moscow: Azbukovnik, 2009.

15. Letuchij A. B. Perehodnost’. In: Materialy k Korpusnoj grammatike russkogo jazyka. Glagol. Chast’ I. Saint-Petersburg: Nestor-Istorija, 2016, pp. 213–267.

16. Laufer B., Waldman T. Verb-Noun Collocations in Second Language Writing: A Corpus Analysis of Learners’ English. Language Learning, 2011, vol. 61, pp. 647–672.

17. Montrul S. Causatives and Transitivity in L2 English. Language Learning, 2001, vol. 51, pp. 51– 106. DOI: 10.1111/1467-9922.00148

18. Müller S. Grammatical theory: From transformational grammar to constraint-based approaches. Second revised and extended edition. Textbooks in Language Sciences 1. Berlin: Language Science Press, 2018.

19. Nuss S. Morphology acquisition research meets instruction of L2 Russian: A contextualized literature review. In: Morphology acquisition research meets instruction of L2 Russian, 2022, pp. 15–35.

20. Peirce G. Representational and Processing Constraints on the Acquisition of Case and Gender by Heritage and L2 Learners of Russian: A Corpus Study. Heritage Language Journal, 2018, vol. 15, no. 1, pp. 95–115. DOI: 10.46538/hlj.15.1.5

21. Selinker L. INTERLANGUAGE. International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, 1972, vol. 10, no. 1–4, pp. 209–232. DOI: 10.1515/iral.1972.10.1-4.209

22. Siewierska A. Alignment of Verbal Person Marking. In: Dryer M. S., Haspelmath M. (Eds.). The World Atlas of Language Structures Online. Leipzig: Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology, 2013. Available at: https://wals.info/chapter/100 (accessed: 15.09.2023)

23. Taraban R., Kempe V. Gender processing in native and nonnative Russian speakers. Applied Psycholinguistics, 1999, vol. 20, no. 1, pp. 119–148. DOI: 10.1017/S0142716499001046

24. The Russian National Corpus (ruscorpora.ru). 2003–2022. URL: https://ruscorpora.ru/en/

25. Tkachenko E., Chernigovskaya T. Input frequencies in processing of verbal morphology in L1 and L2: Evidence from Russian. In: Russian in contrast: Lexicon. Oslo Studies in Language, 2010, vol. 2, no. 2, pp. 281–318.

26. Wakabayashi S. A principle of economy in derivation in L2 grammar: Do everything in narrow syntax. Second Language Research, 2021, vol. 37, no. 4, pp. 521–545. DOI: https://doi.org/10.1177/0267658319879969

27. Zhao Q., Jiang J. Verb valency in interlanguage: An extension to valency theory and new perspective on L2 learning. Poznan Studies in Contemporary Linguistics, 2020, vol. 56, no. 2, pp. 339–363.


Рецензия

Для цитирования:


Кашлева К.К., Краснощекова С.В. Освоение прямого дополнения при изучении взрослыми русского языка как иностранного. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025;23(2):130-144. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-2-130-144

For citation:


Kashleva K.K., Krasnoshchekova S.V. Direct Object Acquisition in the Speech of Adult L2 Russian Learners. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2025;23(2):130-144. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2025-23-2-130-144

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7935 (Print)